ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

# 06 (62) апрель 2001 г.

Испытание грузовиков

До 1911 года русская армия не имела в своем распоряжении ни одного автомобиля. Затем была создана 1-я Учебная Автомобильная рота, а 14-28 июля 1911 года провели и первое испытание грузовиков, принятых на вооружение российской армии.
"Происходившее в июле испытание военных грузовиков, несомненно, составит настоящую эру в истории развития военного автомобильного дела", - писал в 1911 году журнал "Автомобиль". Этим испытанием военно-автомобильное дело впервые было поставлено на практическую основу. Именно с него началось развитие этой необходимейшей структуры армии.
Все автомобили, которые до этого числились в военном ведомстве, находились в распоряжении отдельных лиц и использовались для их собственных надобностей, зачастую не имеющих ничего общего с военными задачами. Применение автомобилей на маневрах было чисто случайным явлением; к тому же, организованное по-любительски, оно не давало ни опыта, ни осязаемых результатов.
С учреждением в Петербурге 1-й Учебной Автомобильной роты дело было поставлено на деловую основу и сразу же продемонстрировало ценные результаты. На создание Автомобильной роты военное министерство не поскупилось на средства, и ее организаторам представилась возможность развернуть кампанию широко и рационально, как это и требуется в военном деле. Автомобильной роте повезло: она сразу же попала в руки энергичных и умелых людей, относящихся к автомобильному делу с "редкой любовью и рвением". Такими энтузиастами, например, были командир роты подполковник П. И. Секретарев, капитан В. С. Матвеев, штабс-капитан В. Р. Вреден и другие.
Автомобильное дело в военном ведомстве России начала века не развивалось из-за пренебрежительного отношения к нему начальства, все еще уповавшего на боевую конницу. Из-за этого в армии было чрезвычайно мало знатоков автомобильного дела. В то же время, авиаторам в армии уделялось большее внимание, чем автомобилистам, что вызывало справедливые нарекания последних. На военно-автомобильное дело многие смотрели как на что-то совершенно излишнее.
"Автомобиль - необходимейшая принадлежность армии", - убеждал журнал "Автомобиль". К июлю 1911 года Учебная Автомобильная рота еще не обзавелась своим помещением; ее гаражи, мастерские и казармы находились в стадии строительства. Гражданские грузовые автомобили тогда не были переделаны на военный лад, офицеры и солдаты не вполне вошли в курс дела. И именно тогда было предпринято грандиозное испытание военных автомобилей - первое в России.
Многие считали, что Автомобильной роте в первую очередь не худо бы как следует обосноваться в Петербурге, водителям - пройти хорошую школу и до тонкости изучить все имевшиеся в ее распоряжении машины и только затем отправляться в автопробег. Однако командир роты рассудил иначе: настоящая школа для автомобилистов - дорога, и дорога дальняя, где под рукой нет ни мастерских, ни гаражей. Эта точка зрения, безусловно, была правильной, что и подтвердили результаты пробега.
Командир роты подполковник Секретарев собрал все имевшиеся у него грузовики и вывел их в 3-недельный пробег по маршруту Петербург - Москва - Петербург для всесторонних испытаний. Этот пробег дал возможность произвести сравнительное исследование всех типов машин по степени их пригодности для той или иной военной цели и послужил хорошей школой для всех офицеров и нижних чинов роты. Кроме того, были проверены и дороги - "в смысле их приспособленности для перевозки грузов".
Кроме грузовиков, в этой кампании участвовали и легковые автомобили, из которых только один был военным. До финиша, через 23 дня после старта, дошли только "Опель" и "Руссо-Балт". Остальные осилили только часть пути: "Лаурин" и "Клемент" доехали только до Москвы; "Адлер" - только от Москвы до Петербурга.
Расписание пробега военных грузовиков в Москву и обратно было выполнено "с удивительной точностью". Рассматривая повреждения, полученные участвовавшими в пробеге машинами, контролеры отмечали, что все они носили случайный характер и не были вызваны недостатками конструкции автомобилей. Из самых серьезных поломок были отмечены случаи выхода из строя оси, зубчатки и подшипников. Затем шли поломки рессор, что было неудивительным, если принять во внимание состояние дорог, и один случай поломки рулевого управления, вызванный слишком глубоким песком, в который зарылись передние колеса машины вместе с осью. Далее были отмечены мелкие поломки карбюраторов, лопнувшие ремни вентиляторов и "другие пустяки, неизбежные при большой поездке".
Выводы комиссии, подводившей итоги пробега, свелись к тому, что военным автомобилям нужны более сильные двигатели и широкие задние колеса. Поводом для резюме послужили факты того, что во время пробега автомобили с более сильным двигателем легко проходили те места, где менее мощные машины застревали, и те, что более сильные грузовики вытаскивали из грязи своих менее мощных товарищей, и даже могли их буксировать в случае поломки. Эти, теперь очевидные истины, как видим, стали достоянием автомобилистов только в результате испытаний 1911 года.
Главное же испытание на этом автопробеге прошли не машины, а дороги. С этой стороны результаты были менее утешительными. Большая часть шоссейных дорог находилась в плачевном состоянии - в основном из-за щебенки, рассыпанной по всей ширине дороги и немилосердно резавшей шины. Кроме того, в очень плохом состоянии оказались мосты, многие из которых пришлось укреплять и даже перестилать перед прохождением колонны грузовиков - настолько они были трухлявыми. В программу пробега входили и испытания автомобилей на грунтовых дорогах, которых в России было больше, чем шоссейных. На этом этапе грузовики продемонстрировали блестящие результаты.
По возвращении в Петербург все автомобили Учебной Автомобильной роты "имели счастье явиться на Высочайший смотр 28 июля в таком же безукоризненном порядке, в каком они вышли 4 июля из своего гаража".
"Значение этого первого пробега громадно для развития нашего военного автомобилизма, и его инициаторы и организаторы заслуживают величайшей похвалы за умелую и энергичную деятельность...", - писал тогда журнал "Автомобиль".

Михаил ПАЗИН
На фото: колонна военных грузовиков на Марсовом поле 27 июля 1911 года.
   

AutoBanner.ru 468x60
AutoBanner.RU

TopList