Испытание грузовиков
До 1911 года русская армия не имела в
своем распоряжении ни одного автомобиля. Затем
была создана 1-я Учебная Автомобильная рота, а 14-28
июля 1911 года провели и первое испытание
грузовиков, принятых на вооружение российской
армии.
"Происходившее в июле испытание военных
грузовиков, несомненно, составит настоящую эру в
истории развития военного автомобильного дела",
- писал в 1911 году журнал "Автомобиль". Этим
испытанием военно-автомобильное дело впервые
было поставлено на практическую основу. Именно с
него началось развитие этой необходимейшей
структуры армии.
Все автомобили, которые до этого числились в
военном ведомстве, находились в распоряжении
отдельных лиц и использовались для их
собственных надобностей, зачастую не имеющих
ничего общего с военными задачами. Применение
автомобилей на маневрах было чисто случайным
явлением; к тому же, организованное по-любительски,
оно не давало ни опыта, ни осязаемых результатов.
С учреждением в Петербурге 1-й Учебной
Автомобильной роты дело было поставлено на
деловую основу и сразу же продемонстрировало
ценные результаты. На создание Автомобильной
роты военное министерство не поскупилось на
средства, и ее организаторам представилась
возможность развернуть кампанию широко и
рационально, как это и требуется в военном деле.
Автомобильной роте повезло: она сразу же попала в
руки энергичных и умелых людей, относящихся к
автомобильному делу с "редкой любовью и
рвением". Такими энтузиастами, например, были
командир роты подполковник П. И. Секретарев,
капитан В. С. Матвеев, штабс-капитан В. Р. Вреден и
другие.
Автомобильное дело в военном ведомстве России
начала века не развивалось из-за
пренебрежительного отношения к нему начальства,
все еще уповавшего на боевую конницу. Из-за этого
в армии было чрезвычайно мало знатоков
автомобильного дела. В то же время, авиаторам в
армии уделялось большее внимание, чем
автомобилистам, что вызывало справедливые
нарекания последних. На военно-автомобильное
дело многие смотрели как на что-то совершенно
излишнее.
"Автомобиль - необходимейшая принадлежность
армии", - убеждал журнал "Автомобиль". К июлю 1911
года Учебная Автомобильная рота еще не
обзавелась своим помещением; ее гаражи,
мастерские и казармы находились в стадии
строительства. Гражданские грузовые автомобили
тогда не были переделаны на военный лад, офицеры
и солдаты не вполне вошли в курс дела. И именно
тогда было предпринято грандиозное испытание
военных автомобилей - первое в России.
Многие считали, что Автомобильной роте в первую
очередь не худо бы как следует обосноваться в
Петербурге, водителям - пройти хорошую школу и до
тонкости изучить все имевшиеся в ее распоряжении
машины и только затем отправляться в автопробег.
Однако командир роты рассудил иначе: настоящая
школа для автомобилистов - дорога, и дорога
дальняя, где под рукой нет ни мастерских, ни
гаражей. Эта точка зрения, безусловно, была
правильной, что и подтвердили результаты пробега.
Командир роты подполковник Секретарев собрал
все имевшиеся у него грузовики и вывел их в 3-недельный
пробег по маршруту Петербург - Москва - Петербург
для всесторонних испытаний. Этот пробег дал
возможность произвести сравнительное
исследование всех типов машин по степени их
пригодности для той или иной военной цели и
послужил хорошей школой для всех офицеров и
нижних чинов роты. Кроме того, были проверены и
дороги - "в смысле их приспособленности для
перевозки грузов".
Кроме грузовиков, в этой кампании участвовали и
легковые автомобили, из которых только один был
военным. До финиша, через 23 дня после старта,
дошли только "Опель" и "Руссо-Балт". Остальные
осилили только часть пути: "Лаурин" и
"Клемент" доехали только до Москвы; "Адлер" -
только от Москвы до Петербурга.
Расписание пробега военных грузовиков в Москву и
обратно было выполнено "с удивительной
точностью". Рассматривая повреждения,
полученные участвовавшими в пробеге машинами,
контролеры отмечали, что все они носили
случайный характер и не были вызваны
недостатками конструкции автомобилей. Из самых
серьезных поломок были отмечены случаи выхода из
строя оси, зубчатки и подшипников. Затем шли
поломки рессор, что было неудивительным, если
принять во внимание состояние дорог, и один
случай поломки рулевого управления, вызванный
слишком глубоким песком, в который зарылись
передние колеса машины вместе с осью. Далее были
отмечены мелкие поломки карбюраторов, лопнувшие
ремни вентиляторов и "другие пустяки,
неизбежные при большой поездке".
Выводы комиссии, подводившей итоги пробега,
свелись к тому, что военным автомобилям нужны
более сильные двигатели и широкие задние колеса.
Поводом для резюме послужили факты того, что во
время пробега автомобили с более сильным
двигателем легко проходили те места, где менее
мощные машины застревали, и те, что более сильные
грузовики вытаскивали из грязи своих менее
мощных товарищей, и даже могли их буксировать в
случае поломки. Эти, теперь очевидные истины, как
видим, стали достоянием автомобилистов только в
результате испытаний 1911 года.
Главное же испытание на этом автопробеге прошли
не машины, а дороги. С этой стороны результаты
были менее утешительными. Большая часть
шоссейных дорог находилась в плачевном
состоянии - в основном из-за щебенки, рассыпанной
по всей ширине дороги и немилосердно резавшей
шины. Кроме того, в очень плохом состоянии
оказались мосты, многие из которых пришлось
укреплять и даже перестилать перед прохождением
колонны грузовиков - настолько они были
трухлявыми. В программу пробега входили и
испытания автомобилей на грунтовых дорогах,
которых в России было больше, чем шоссейных. На
этом этапе грузовики продемонстрировали
блестящие результаты.
По возвращении в Петербург все автомобили
Учебной Автомобильной роты "имели счастье
явиться на Высочайший смотр 28 июля в таком же
безукоризненном порядке, в каком они вышли 4 июля
из своего гаража".
"Значение этого первого пробега громадно для
развития нашего военного автомобилизма, и его
инициаторы и организаторы заслуживают
величайшей похвалы за умелую и энергичную
деятельность...", - писал тогда журнал
"Автомобиль".
Михаил ПАЗИН
На фото: колонна военных грузовиков на
Марсовом поле 27 июля 1911 года.
|