Будут ли ходить трамваи?
С каждым годом число автомобилистов в
нашем городе заметно увеличивается. Это особенно
ощущается в центральной части города. И вот в
последнее время появились слухи о том, что в
центре Петербурга будут сняты трамвайные пути...
Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились к
заместителю генерального директора по
строительству ГП "Горэлектротранс" Геннадию
Ивановичу КАРАСЕВУ.
Надо бы закрыть
- На сегодняшний день в Петербурге в общей
сложности насчитывается около 700 км трамвайных
путей. К сожалению, ничто не может служить
вечно, со временем некоторые маршруты
закрываются, новые открываются. Сегодня, в связи
с перераспределением пассажиропотоков, есть
линии, по которым трамваи практически не ходят.
Всего набралось 11 км таких трамвайных путей. Это
линии, которые можно закрыть, потому что они
дублируют основные, и организовать там
нормальное автомобильное движение. В основном
изменения относятся к Петроградской стороне. Не
будут ходить трамваи по Большой Разночинной, на
участке от Чкаловского проспекта до Корпусной ул.,
по ул. Ленина, Лодейнопольской ул. Планируется
закрыть движение по Дальневосточному проспекту -
от ул. Народной до пр. Большевиков, на Малом
проспекте Васильевского острова - на участке с
неинтенсивным движением и по Финскому переулку:
для организации там пешеходной зоны.
Напомню, что за последние 2 года мы ввели в
эксплуатацию дополнительные трамвайные линии
общей протяженностью около 10 км, поэтому снятие
путей по перечисленным адресам никоим образом не
скажется на общем балансе.
- Геннадий Иванович, назовите, пожалуйста,
главную причину закрытия трамвайных путей...
- Это вызвано только нецелесообразностью их
дальнейшей эксплуатации: трамваи практически не
ходят, а на поддержание путей требуются денежные
средства.
Резюмируем
Горэлектротранс - одно из самых энергоемких
предприятий Петербурга: городской
электротранспорт потребляет в год 250 млн кВт/час.
На сегодняшний день в северной столице
эксплуатируется 1,5 тыс. трамваев и примерно 580
троллейбусов. Переменный ток также используют
трамвайные и троллейбусные парки - для ремонта
электроподвижного состава; служба пути - для
обслуживания путевого хозяйства, а также
общежития, конечные станции и др.
Основной проблемой Горэлектротранса, и это
естественно, является финансирование. В
последнее время предприятие не вылезает из
долгов перед АО "Ленэнерго". Уже был прецедент,
когда Ленэнерго за неуплату долга отключило 4
тяговые подстанции ГП в разных районах города.
Они были погашены утром, примерно на 4 часа.
На сегодняшний день существует много категорий
пассажиров, пользующихся льготами на проезд на
федеральном и региональном уровнях. Это военные,
учащиеся вузов, представители
правоохранительных органов, юстиции, таможни и
др. Всего по городу насчитывается 43 категории
льгот. Пока вопрос о компенсации льготного
проекта никак не решается, и ГП
"Горэлектротранс" вынуждено оплачивать проезд
льготников за свой счет. В результате возникают
проблемы, связанные с оплатой электроэнергии,
своевременности ремонта линий и т. д.
Средств, имеющихся сегодня у ГП
"Горэлектротранс" для обеспечения
безопасности движения трамваев, хватает только
на поддержание путей, - комментирует ситуацию Г. И.
Карасев. - На ремонт покрытий в трамвайных путях
денег нет, поэтому состояние проезжей части в
этой зоне на многих улицах оставляет желать
лучшего.
Добавлю, что в настоящее время средства,
отчисляемые автомобилистами в Дорожный фонд,
направляются на текущее содержание проезжей
части и комплексный ремонт дорог, включая
трамвайные пути...
Технологии улучшаются
В строительстве трамвайных путей
используются разные конструкции. Из них можно
выделить 3 основных типа.
Как и раньше, обычная рельсошпальная конструкция
по типу железнодорожных путей используется
сейчас для укладки на отдельных улицах - там, где
нет интенсивного движения. В
усовершенствованном варианте (второй тип) она
приобрела элементы усиления основания,
препятствующие преждевременному износу
покрытия в трамвайных путях, элементы большей
прочности и т. д.
Третий тип конструкции, на т. н. жестком основании,
успешно применяется в городе. По сравнению с
двумя предыдущими, это более прочная,
выдерживающая нерельсовый транспорт
конструкция. К сожалению, она дороже первой в 5
раз.
Кроме перечисленных, существуют и другие
модификации конструкции последнего типа,
различающиеся по способу выполнения основания. В
одном случае это может быть монолитная
железобетонная плита, в другом - сборные
железобетонные плиты или их комбинация с уже
смонтированными рельсами.
Превратности климата.
С учетом особенностей гидрогеологических
условий, к петербургским дорогам предъявляются
повышенные требования. Одно из них -своевременный
отвод поверхностных грунтовых вод с трамвайных
путей.
По данным Комитета по благоустройству и
дорожному хозяйству Администрации Санкт-Петербурга,
еще в 1993 году в Петербурге была разработана одна
из лучших в мире технологий производства
высокоплотных асфальтобетонных материалов.
Применение высококачественного щебня,
улучшенного битума, использование современной
дорожной техники позволило повысить качество и
увеличить срок службы дорожных конструкций.
Заполнители и добавки, армирующие сетки из
синтетических материалов и другие новшества
продлевают "жизнь" обновленных петербургских
дорог.
РЭК и ФЭК
Накануне 1 ноября прошлого года - дня, когда
тарифы на электроэнергию, отпускаемую АО
"Ленэнерго", были увеличены - в городе
разразился скандал.
Согласно федеральному законодательству, цены на
потребляемую электроэнергию могут
пересматриваться 4 раза в год: через каждые 3
месяца. По мнению руководства Ленэнерго,
Региональная энергетическая комиссия
пропустила несколько таких периодов, оставив
тарифы на потребляемую электроэнергию на
прежнем уровне. (В апреле-мае 2000 г. Ленэнерго
предлагало повысить тариф на 60%). Не добившись от
РЭК поддержки, оно обратилось с заявлением в
Федеральную энергетическую комиссию (ФЭК). В этой
инстанции все пожелания монополиста
удовлетворили. Комитет по экономике Петербурга и
РЭК считают, что ФЭК и Ленэнерго нарушили
установленные процедуры, и грозят обратиться в
Арбитражный суд.
Электротерапия
- В 2000 году Горэлектротранс, согласно
договоренности с Ленэнерго, оплачивал текущие
платежи в течение 1 месяца. Пока это соглашение мы
выполняем, но не знаем, как будем рассчитываться
с энергетиками после повышения тарифа. Если
город поможет, задолженности у нас не будет, -
тогда же, ноябре 2000 г., сообщил корреспонденту
"ЛВ" главный инженер ГП "Горэлектротранс" М. П.
ГОЛУБЕВ.
- Михаил Павлович, в каких районах, в случае
неуплаты за электроэнергию, Ленэнерго может
отключить тяговые подстанции?
- Это предсказать невозможно, но, как правило, оно
отключает там, где болезненнее для
Горэлектротранса. Если мы задолжаем, нас
обязательно предупредят о дате отключения.
P.S. Как сообщается в пресс-релизе АО "Ленэнерго",
на 28 марта 2001 г. было намечено ограничить подачу
электроэнергии на 5 тяговых подстанций
Горэлектротранса, 29 марта - на 8 подстанций, а 30
марта - еще на 12. К счастью, свои планы монополист
не претворил в жизнь.
Как считают в Ленэнерго, предприятие отказалось
оплатить потребляемую электроэнергию в феврале
на общую сумму 23,4 млн рублей. По подсчетам
энергетиков, на 1 марта 2001 г. долги предприятий и
организаций, получающих финансирование из
бюджета города, за потребляемую электроэнергию
составили 511 млн рублей.
Когда верстался номер, в Комитете по
благоустройству прошло обсуждение вопроса
демонтажа трамвайных путей в центре города. Итак,
трамваи перестанут ходить по Константиновскому
проспекту - от Солнечной улицы до Конечной
станции ЦПКиО (1,23 км о. п.); по Финскому переулку (0,3
км о. п.); Дальневосточному проспекту - от Народной
ул. до пр. Большевиков, далее по пр. Большевиков до
конечной станции "Нева" (3,2 км о. п.); по Малому
проспекту Васильевского острова - от 8-9 до 16-17
линий, по 16-17 линиям до конечной станции "Наб.
реки Смоленки" (4,04 км о. п.); по Лодейнопольской,
Петрозаводской ул. (0,24 км о. п.); по Пионерской ул. -
от Чкаловского пр. до Лазаревского моста, по
лазаревскому мосту, по Спортивной ул. - до
Солнечной ул.
Подготовила Елена СМИРНОВА |