"Соната" корейского
полуострова
Так уж получилось, что второй
номер подряд героем нашей популярной рубрики
становится автомобиль с "музыкальным"
названием. Две недели назад мы рассказывали
своим читателям о достоинствах и недостатках
бывшего в употреблении Honda Accord. Сегодня речь
пойдет о Hyundai Sonata - автомобиле, ничем не
выдающемся, однако широко представленном на
российском и, в частности, петербургском рынке.
Корейский
путь становления
Как бы мы ни относились к автомобилям корейского
производства, факт их победоносного шествия по
многим материкам планеты, особенно в последние
10-15 лет, очевиден. Южная Корея недаром называется
одним из "азиатских тигров": именно эта
страна поразила мир своим экономическим ростом.
Надо признать, далеко не последнюю скрипку в этом
процессе сыграла Hyundai Motor Company - безусловный лидер
местного автомобилестроения, чей годовой объем
производства только легковых автомобилей
превышает один миллион. Компания первой
приступила к экспорту своих машин и стала одной
из самых известных корейских марок в мире. Hyundai
Motor относительно неплохо держится на плаву и
сегодня, когда те же Daewoo Motor и KIA Motor переживают
довольно тяжелые времена.
До начала 90-х автомобили марки Hyundai привлекали к
себе покупателей исключительно дешевой ценой.
Правда, при высоком (для своего класса) качестве
исполнения. В технической области Hyundai поначалу
активно сотрудничала с японской компанией Mitsubishi
Motors. Однако, быстро закрепившись на рынках, в том
числе и на престижном американском, и набравшись
достаточно опыта, корейцы начали создавать
собственные конструкторские и дизайнерские
подразделения. Одним из первых - и при этом
довольно удачным - плодов новой политики и стала
Hyundai Sonata II поколения - главная героиня нашего
повествования. Однако сначала.
...о предшественниках и последователях
На момент своей премьеры в 1998 году
среднеразмерный седан Hyundai Sonata можно было
сравнить с тем самым первым блином, которому по
определению суждено выйти комом. Если автомобили
других иностранных марок, выпущенные в конце 80-х
годов, до сих пор выглядят более-менее свежо, то
применительно к Sonata I поколения и ее некоторым
модификациям до рестайлинга 1991 года этого никак
не скажешь. При взгляде на этих "кореянок"
создается впечатление, что интерьер и панель
приборов проектировали задолго до того как
дизайнеры начали прорабатывать внешний дизайн.
После нескольких лет эксплуатации модели
выпуска 1988-1991 годов (заводское обозначение - Y)
выглядят не сказать, чтобы несолидно, но как-то
убого. Более поздние версии, Y-2 (1991-1993 годов),
сохранились несколько лучше, хотя эта
характеристика весьма относительна.
Если обратиться к истории, можно вспомнить, что в
уже далеком 1992 году новая Hyundai Sonata стоила всего 17
тысяч долларов в самой простой комплектации: в
нее не входила даже антиблокировочная система
тормозов! Справедливости ради надо отметить, что
уже через год компания Hyundai Motor
"исправилась", и базовая комплектация
автомобиля за те же деньги стала поистине
роскошной: в нем появились гидроусилители
рулевого управления, подушка безопасности для
водителя, уже упоминавшаяся нами ABS,
круиз-контроль, кондиционер с климатической
установкой, электроприводы стеклоподъемников и
зеркал заднего вида, а также дистанционное
управление крышками багажника и топливного бака.
Намного
солиднее и интереснее стало оформление передней
панели приборов - ощущается даже некоторая
перегруженность различными кнопками, рычажками
и переключателями, управляющими системами
комфорта. В целом торпедо сделано весьма
добротно, а шкалы приборов легко просматриваются
сквозь рулевое колесо. К существенным
недостаткам Hyundai Sonata первых годов выпуска
следует отнести плохую обзорность с
водительского места. К примеру, при активной езде
в условиях города даже на хорошей дороге
постоянно приходится сбрасывать скорость и
несколько наклоняться вперед, чтобы, упаси
Господь, кого-нибудь не задавить на повороте. Как
признаются автовладельцы, рокот двигателя в
движении не очень утомляет - к нему вообще быстро
привыкаешь. Передний привод, использующийся в
конструкции всех моделей Sonata, создает
необходимую устойчивость в поворотах. Что
касается подвески автомобиля, то ее излишняя
жесткость при прохождении ям и неровностей
весьма ощутима. Хотя, как уверяют некоторые, это и
к лучшему: водитель побоится слишком увлекаться
скоростью.
Первоначально все Hyundai Sonata выходили с заводского
конвейера с довольно "прожорливыми"
4-цилиндровыми инжекторными двигателями рабочим
объемом 1,8, 2,0 и 2,35 л (последний - для
североамериканского рынка) и мощностью от 99 до 117
л. с. В конце 1989 года на Sonata I начали устанавливать
мощный 3-литровый 146-сильный мотор Mitsubishi V6 72,
способный разгонять автомобиль до 200 км/час.
Показатель, в общем-то, неплохой, чего не скажешь
о спринтерских качествах "кореянка": до 100
км/час он разгонялся за 10,5 с. Далеко не маленьким
был и расход топлива - 13-14 л/100 км в условиях
городской езды.
В мае 1993 года компания Hyundai Motor приступила к
выпуску новой генерации автомобиля - Sonata II,
которая, как могут убедиться на улицах
Петербурга все желающие, получилась намного
красивее и опрятнее своей предшественницы.
Комфортабельные сиденья стали мягче, заметно
улучшился обзор с водительского места,
отрегулирована подвеска - отныне руль перестал
дрожать в руках на высокой скорости по тряской
дороге. Довольно большой дорожный просвет (170 мм)
позволил эксплуатировать Hyundai Sonata на российских
дорогах. Это качество по достоинству оценили
многие отечественные покупатели.
К моменту появления Sonata II поколения инженеры
корейской компании изрядно поработали над
улучшением характеристик силовых агрегатов.
Модернизация двигателей прежде всего отразилась
в пониженном расходе топлива и более мягкой
работе. С того же 1993 года вместо 117-сильного
2,35-литрового агрегата начали устанавливать
2-литровую 139-сильную рядную "четверку" Mitsubishi
G4 63 с 2-вальной головкой блока цилиндров. Этот
двигатель - как, впрочем, и все агрегаты Hyundai Sonata -
в дополнительной комплектации оснащали также
автоматической трансмиссией. Расход топлива в
таком варианте составляет 9-10 л/100 км, а по
загородным автомагистралям без резких перепадов
темпа движения - всего 7-8 л/100 км. как показывает
практика, этот рекорд способен перекрыть разве
что 98-сильный двигатель Mitsubishi G62В, который был
снят с производства в 1996 году, когда на широкий
рынок была выпущена модель Sonata третьей
генерации.
Этот автомобиль был представлен на Туринском
автосалоне 1998 года. К чести корейского
автопроизводителя, эта модель составила
серьезную конкуренцию таким известным моделям,
как Toyota Camry, Honda Accord, Ford Mondeo и Volkswagen Passat. В Италии он
был представлен как Sonica, хотя в других странах
начал продаваться под маркой Sonata III или New Sonata.
Примечательно, что новый автомобиль был сделан,
как говорится, с чистого листа - то есть все его
основные агрегаты, включая кузов, не имели
"корней" в прежних моделях. По сравнению с
Sonata II Sonica получилась на 10 мм длиннее и на 48 мм шире
при той же высоте. Увеличения длины салона
удалось добиться при неизменной базе (2700 мм),
приблизив передние сиденья к оси передних колес.
Соответственно, выдвинулось вперед ветровое
стекло, а капот зрительно стал заметно короче.
Передняя колея стала шире на 20, задняя - на 10 мм.
При разработке кузова Sonata III был использован
суперкомпьютер Cray, что позволило инженерам Hyundai
Motor добиться оптимального соотношения
"прочность - масса". Существенное повышение
жесткости на кручение выразилось в уменьшении
вибрации в салоне и улучшении управляемости
автомобиля. Новая генерация модели сильно
отличается от ряда себе подобных во многом
благодаря оригинальному стайлингу. Автомобиль III
поколения выглядить более престижно, элегантно и
динамично. Существенной переработке подверглись
силовые элементы ходовой части, улучшились
характеристики силовых агрегатов и рулевого
управления. Бесспорно, одной из интереснейших
новинок этой модели стал полностью алюминиевый
6-цилиндровый V-образный двигатель рабочим
объемом 2,5 л и массой всего 152 кг. Он
устанавливался в автомобиле на 4 гидроопорах,
оснащался гидравлическими толкателями, а для
снижения уровня вибраций, передаваемых на кузов,
имел специальный балансировочный валик. Данный
силовой агрегат (корейцы назвали эту конструкцию
"Дельта") комплектовался свечами зажигания
с платиновым электродом, срок службы которых
равен 100 тыс. км пробега. При степени сжатия 10,0
мотор развивал мощность 160 л. с. при 6000 об/мин. При
покупке Hyundai Sonata III специалисты советуют
убедиться, насколько выбираемая модель вас
устраивает во всех отношениях и хватит ли вам
багажника объемом 375 л. В настоящее время дилеры
Hyundai Motor торгуют моделью Sonata нового, IV поколения.
На рынке автомобильного "секонд хэнда" этот
автомобиль еще не представлен, поэтому мы
поступим разумно, если не коснемся его в своем
обзоре.
Слабый ГРМ "двухвальников"
Двигатели
Hyundai Sonata III поколения, как мы уже сказали,
несколько отличаются от тех агрегатов, которые
входили в комплектацию пилотной модели,
выпускавшейся до 1993 года.
На российских дорогах автомобиль представлен
моделями с бензиновыми моторами рабочим объемом
1,8 и 2,0 л. Интересным здесь представляется тот
факт, что двигатели шли как в одновальном
исполнении, так и в двухвальном. При покупке
автомобиля этот нюанс следует учесть, так как
одновальный вариант, по свидетельству
автомехаников, гораздо надежнее в работе и
долговечнее (при щадящих условиях вождения
моторы пройдут до 300 тыс. км пробега).
В двухвальных двигателях крайне неудачна
система газораспределения. Ремень ГРМ начинает
"рвать" уже при пробеге в 50 тыс. км. В этой
связи рекомендуется не полагаться на заводские
предписания о сроках его замены, а заезжать на
автосервис гораздо чаще. Кстати, обрыв ремня ГРМ
на одновальном двигателе не так опасен, как на
двухвальном. Если такое случилось с ДОНС,
"загиба" клапанов не избежать.
В целях обеспечения бесперебойной работы
моторов специалисты рекомендуют своевременно
"умащать" их хорошим, качественным маслом. В
противном случае начнет греметь цепь одного из
приводов. Опыт эксплуатации Hyundai Sonata показывает,
что подавляющее большинство автолюбителей
предпочитает использовать синтетические сорта
масел. Безусловно, подобный "десерт"
автомобилю понравится, однако следует помнить,
что удовольствие это не из дешевых (замена - 1 раз
в 10 тыс. км пробега); к тому же, подержанные Sonata
вполне лояльно относятся и к
"полусинтетике".
Не приходится говорить и о чрезмерной
привередливости двигателей к качеству топлива.
Система впрыска типа "Монтроник" легко
"переваривает" отечественный А-92. А вот
"семьдесят шестой" бензин заливать в бак
нежелательно. В связи с изначальной ориентацией
модели на североамериканский рынок изготовитель
рекомендует использовать сорта бензина с
октановым числом не ниже 88-и.
Двигатели Hyundai Sonata II демонстрируют
"японизированный" подход - у обоих вариантов
по 4 клапана на цилиндр и электронная система
зажигания. Как почти все современные силовые
агрегаты, "кореянка" оснащены системой
впрыска, результатом чего явилась их высокая
мощность. Судите сами: 139 "лошадей" при
объеме в 2 литра! Такой 16V становится весьма резв
при повышении частоты вращения коленчатого вала
и способен развивать максимальную скорость - 200
км/час. Правда, езды внатяжку ни 1,8-литровый, ни
его более объемный "коллега" не любят, что
можно назвать определенным недостатком.
Полезно при покупке Hyundai Sonata II обратить внимание
на работу водяного насоса. Дело в том, что
крыльчатка вентилятора этой модели очень тонкая
и зачастую при вращении срезает лопасти, что
неминуемо влечет за собой выход из строя помпы.
Из практических рекомендаций специалистов по
уходу за двигателем следует обратить внимание на
совет следить за его внешним состоянием. Мотор не
любит грязи - его периодически нужно мыть. Это
заметно улучшит работу электрооборудования
автомобиля, которое на данной модели не
отличается "железным здоровьем". Чаще всего
электрика начинает капризничать на машинах со
сроком службы 4-5 лет. Причем, кроме окисления
контактов, разрыва цепи и прочих неисправностей,
свойственных ряду других иномарок, на Sonata II по
каким-то причинам "летят" стартер и
генератор. Об этом необходимо знать и помнить,
так как эти агрегаты недешевы (150 и 180 долларов за
штуку соответственно); к тому же, их ремонт на
станции техобслуживания обойдется в 1400 руб., плюс
к этому - работы по снятию-установке (еще 400 руб.).
Ну и, конечно же, не стоит забывать об установке
на автомобиль защиты картера. Клиренс у Sonata хоть
и большой, однако на наших дорогах она лишней
никогда не будет.
Беспроблемные коробки
Автоматическая 4-диапазонная трансмиссия на Hyundai
Sonata встречается на нашем рынке не так часто, как
5-скоростная механическая. Это и понятно:
"автомат" существенно удорожает стоимость
автомобиля, чего европейский потребитель совсем
не любит. Если вы все же решили приобрести Sonata,
оснащенную АКПП, скажем, что больших хлопот она
вам не доставит. Главное, не насиловать коробку
подчас неоправданным "газованием" и вовремя
менять в ней масло ATF (через каждые 60 тыс. км
пробега).
То же можно сказать и в адрес механической КПП.
При бережном отношении она верой и правдой
служит весьма длительное время. Опыт
эксплуатации Sonata II 1994-1996 годов выпуска
показывает, что при соблюдении сроков
предусмотренных производителем ТО и при не очень
агрессивном характере езды коробки и по сей день
"живут". Проблемы с первичным подшипником
вала, что имело место на ранних Hyundai Lantra, у
рассматриваемой нами модели нет. Если же
говорить о других достоинствах механической
коробки передач Sonata, то, безусловно, следует
отметить ее неприхотливость к маслу и довольно
редкое для "бородатых" машин отсутствие
подтекания через сальники. Ручная КПП потребляет
трансмиссионную гипоидную смазку, плановая
замена которой должна производиться через
каждые 30 тыс. км пробега.
Родная "зелень"
Периодически осуществляя замену масла, многие
автовладельцы забывают, что подобного
обновления требует и тормозная жидкость (хотя бы
1 раз в 2,5-3 года). Дело в том, что она обладает так
называемым свойством дисперсии - то есть, если
автомобиль долгое время стоял в гараже или не
эксплуатировался по каким-то другим причинам,
"тормозуха" способна легко впитывает влагу,
коей в петербургском климате более чем
достаточно. Когда это происходит, жидкость
принимает темноватую (до черноты) окраску и
одновременно утрачивает свои характеристики,
что, естественно, повышает риск отказа тормозов
во время движения. Исправление такого дефекта
для автомехаников не представляет особой
сложности: достаточно лишь промыть тормозную
систему, причем не меня манжет.
Уделяя
тормозной системе хотя бы минимум внимания,
можно быть уверенным в ее дееспособности долгое
время. Система - 2-контурная, с усилителем и
стояночным тормозом, блокирующим задние колеса.
Передние тормоза Sonata шли в дисковом исполнении, с
охлаждением дисков и ограничителем давления.
Задние тормоза предлагались как в дисковом
варианте, так и барабанного типа. "Родные"
передние тормозные колодки при умеренной езде
способны прослужить около 40 тыс. км пробега,
задние - примерно столько же, если они дисковые, и
около 80 тыс. км, если они барабанные. Изделия с
"Малой Арнаутской" лучше не покупать, так
как, сэкономив на их стоимости, вы существенно
потеряете на дистанции пробега. Отличие
фирменных тормозных колодок от "левых"
традиционно для Hyundai: корейские выкрашены в
зеленый цвет; все остальные, не имеющие отношения
к данному автопроизводителю, имеют черную
окраску.
Малоопытным водителям, привыкшим при случае
рассчитывать на помощь антиблокировочной
системы тормозов, следует знать, что не каждая
Sonata II поколения имела ее в базовой комплектации.
В целом же у автовладельцев и механиков
автосервиса претензий к работе ABS нет. Подвести
может разве что привод стояночного тормоза, да и
то в том случае, если водитель долгое время не
пользовался "ручником". Советы специалистов
здесь просты и известны: надо приучить себя к
хотя бы периодически ставить автомобиль на
стояночный тормоз. В противном случае никто не
застрахован от вероятности заклинивания
"ручника" и невозможности сдвинуть с места
тросик привода.
Что касается используемых на Hyundai Sonata
типоразмеров колес, то существуют два приемлемых
варианта: 195/70 R14 и 205/60 R15. Причем, чтобы улучшить
ходовые качества автомобиля, многие
автовладельцы устанавливают современные легкие
литые диски из алюминия.
Спасет только газ
Рулевое управление у рассматриваемой нами
модели - реечное, с гидроусилителем и с наклонной
складывающейся рулевой колонкой. Данная схема
далеко не оригинальна, однако вполне подходит
для автомобиля среднего класса, придавая ему
неплохую маневренность. К рулевому управлению
Hyundai Sonata, с точки зрения всевозможных поломок,
придраться крайне сложно. Очень редки случаи,
когда рейка имеет заводской брак и стучит уже на
первых километрах пробега. Если в процессе
эксплуатации автомобиля появляются небольшой
люфт или постукивание в системе рулевого
управления, они легко устраняется. Рейка, говоря
языком специалистов, "подтягивается", то
есть имеет возможность регулировки. Правда,
собственными силами сделать это невозможно -
требуются специнструмент и подъемник. На фоне
рейки в крайне невыгодном свете предстают
"родные" наконечники рулевых тяг. В
автосервисе свидетельствуют, что срок их службы
составляет не более 1 года. Замена наконечников
на качественный "оригинал" других марок
дает положительный результат.
При подготовке данного материала приходилось
слышать реплики о якобы крайне низком ресурсе
подвески Sonata и даже о чрезмерной ее жесткости.
Что касается последнего, то это утверждение в
какой-то мере может быть характерно для моделей
до 1993 года выпуска, и то чисто по субъективному
ощущению автовладельцев. Относительно же ранней
"убиваемости" ходовой части можно сказать,
что в автосервисе с этим, мягко говоря, не
согласны. Консультировавшие нас автомеханики
утверждают, что при относительно щадящих
условиях вождения подвеска сможет беспроблемно
прослужить до 3 лет.
Передняя подвеска - независимая, на стойках McPherson,
с поджатой спиральной пружиной, со
стабилизатором поперечной устойчивости и
резиновыми втулками. Задняя - также независимая,
многорычажного типа (по 4 рычага с каждой
стороны), с дополнительной связью. Самым слабым
местом ходовой части Sonata называют стойки
стабилизатора поперечной устойчивости. Их
чрезмерная "нежность" и быстрый выход из
строя (примерно через год эксплуатации
автомобиля) связаны, по мнению автомехаников, не
столько с российскими дорожными бедами, сколько
с конструктивными недоработками. Специалисты
автосервиса уже научились самостоятельно
переделывать стойки под необходимые нагрузки.
Сам же узел недорогой (стоит в пределах 300 руб.) и
всегда есть в продаже.
В отличие от модели Hyundai Lantra, где производятся
лишь работы по схождению колес, на Sonata делается
полный комплекс развал-схождения. При условии
прохождения плановых ТО и бережном отношении к
автомобилю такие элементы подвески, как
ступичные подшипники и шаровые опоры, способны
прослужить 2-3 сезона, а это немало.
Есть у Hyundai Sonata один явный недостаток, который
свойственен и другим моделям компании (например,
Pony, Accent, Lantra). Примерно через 3-4 года эксплуатации
"кореянки" в условиях петербургской
влажности практически все узлы креплений и
соединений ходовой части подвергаются такой
сильной коррозии, что не поддаются откручиванию
(даже после отмачивания в спецрастворах).
Проблема решается, как правило, путем выжигания
болтов газом, что не доставляет радости
автомеханикам и не способствует удешевлению
работ. Тем не менее, если подобные трудности
возникнут, скажем, при полной переборке задней
подвески, на СТО, обслуживающей корейские
автомобили, с клиента могут запросить около 200
долларов.
Дабы автомеханикам не тратить свое время на эту
неблагодарную работу, а водителям - не
выкладывать лишние деньги, первые рекомендуют
смазывать все имеющиеся в конструкции болты и
соединения графитовой смазкой. С этой точки
зрения совсем нелишней оказывается и
антикоррозионная обработка кузова. Куда
надежнее выложить около 2000 руб. за антикор и при
этом быть уверенным, что та же мастика надежно
защищает резьбовые соединения от нашествия
"рыжей чумы". Интересно, что специалисты
автосервиса безо всякой иронии советуют по
возможности использовать болты отечественного
производства. Как показывает практика, они
прекрасно подходят под корейские размеры, и, что
очень важно, гарантируют, что даже после
многотысячного пробега открутятся без
применения газа.
Приемлемый вариант
В преддверии появления на рынке модели Sonata
некоторые аналитики заявляли о том, что
автомобилю будет трудно конкурировать в Европе.
Мол, марка Hyundai не престижна и не способна
предложить что-то особенное. Однако время и
внушительные объемы продаж данной модели
показали, что Sonata пришлась ко двору во многих
странах - в том числе и в России.
Не последнюю роль в этом сыграла умеренная цена
автомобиля при полном наборе оборудования,
которое, например, на немецких автомобилях
входит лишь в список опций и стоит едва ли не
дороже самого автомобиля. Если полистать
газетные объявления, можно легко обнаружить
интересующий вас вариант, скажем, 1995 года
выпуска, в оснащение которого входят полный
электропакет, кондиционер, ЦЗ, автомагнитола,
сигнализация и пр. Прибавьте к этому
вместительный багажник, откидывающиеся спинки
заднего ряда сидений, регулируемое по высоте и
наклону кресло водителя - и все это по цене от 5,5
до 7 тыс. долларов! Впрочем, как бы то ни было, при
выборе подержанного автомобиля лучше
ориентироваться на модели более "свежие",
так как они современнее и комфортабельнее, а их
двигатели - мощнее, экономичнее и надежнее.
Андрей ИВАНОВ
Благодарим фирму "Элан-Моторс" за
консультационную поддержку. |