Проедет там, где другие колеса
обломают
Много лет назад, когда
практически никто не имел понятия, что означает
слово "джип", отечественный автопром
приступил к выпуску машин повышенной
проходимости. Предназначались они в основном для
армии и сельского хозяйства. Задача перед
разработчиками авто стояла совершенно
определенная: создать автомобиль, сочетающий в
себе минимум комфорта, но зато максимум
надежности и высочайшую проходимость. Ведь этим
машинам предстояло преодолевать лесные заросли,
топи и колесить по раскисшим от дождей дорогам.
Для производства, в том числе и машин подобного
рода, был построен Ульяновский завод. А на
промышленной карте СССР появилась еще одна
аббревиатура - УАЗ.
Долгие годы модельный ряд не обновлялся, в этом
не было необходимости. Заинтересованные
организации и ведомства целевым образом
приобретали УАЗы, а частных владельцев можно
было пересчитать по пальцам. Грянули перемены, и
те же организации перешли на иномарки. Несколько
лет понадобилось руководству завода, чтобы
разработать новые и модернизировать старые
модели. Одной из первых под "горячую руку"
ульяновских инженеров и дизайнеров попала
модель 31512 - так называемый тентовый УАЗ. В новой
модификации ему присвоили следующий порядковый
номер - 31514. Вот о нем-то мы и поговорим.
Демилитаризация
Специалисты
"УАЗа" начинали с того, что выпускали
сначала продукцию для вооруженных сил, как бы
проверяя надежность узлов и агрегатов в боевых
условиях. После чего оставляли
зарекомендовавшие себя с наилучшей стороны
механизмы и, добавив в комфорте, пускали машины в
продажу. В каких-либо военных конфликтах он не
участвовал. Вот дизайнеры и решили, что мы не хуже
того же Hummer, например, - и отошли от
консервативного оформления машины, придав ей
более демократичный стиль. Основные их усилия
были направлены именно на это, хотя и в
техническом оснащении машины кое-что новое
ульяновцы предложили. Но об этом позже.
Самое главное то, что теперь корпус машины стал
цельно-металлическим, то есть тентовая крыша
осталась в прошлом. Каким бы крепким ни был
материал, он все равно менее надежен, чем металл:
под тяжестью воды и снега тент начинает
проседать, а значит, растягиваться. Вследствие
этого он уже не так плотно соединяется с остовом
машины, образуются щели, куда попадают холодный
воздух и осадки. Кроме того, известны случаи,
когда водители, чтобы хоть как-то приостановить
поступление холодного воздуха в салон машины,
закрепляли на внутренней части крыши одеяло.
Теперь в этом нет необходимости, в салоне всегда
будет тепло и уютно.
Армейские сиденья заменили на комфортные, мягкие,
чем-то напоминающие те, что стоят в салонах "Волг".
Они регулируются по двум направлениям (вперед/назад
и угол спинки). Если на предыдущих моделях
шумоизоляция салона отсутствовала в принципе,
как ненужный атрибут в военной машине, то "514-я"
в этом смысле - приятное исключение. Декоративная
отделка дверей, крыши, передней панели позволила
значительно снизить уровень шума в салоне, да так,
что пассажиры, общаясь, будут слышать друг друга
великолепно, не отвлекаясь и не повышая голос из-за
звуков, издаваемых вибрацией дверей, стекол или
чего-нибудь еще.
Стоит отметить и то, что места для пассажиров
теперь оборудованы подлокотниками, что особенно
удобно в дальней дороге, например, при чтении.
Можно также послушать музыку - ячейка под
магнитолу находится между водительским сиденьем
и правым от него пассажирским местом. Кстати, о
пассажирах: в салоне для них 7 мест: 5 стандартных
и 2 - откидных.
Взгляд сбоку
Внешний стиль машины тоже претерпел кое-какие
изменения, но в целом он несильно отличается от
дизайна предыдущих моделей. Появились
противотуманные фары. Пустячок, а приятно. Причем
спереди они белые, а сзади - красные. Примитивные
и архаичные боковые зеркала заменили на более
современные, выполненные в пластиковом корпусе.
Стеклоочистители, которые раньше почему-то
располагались где-то между крышей и стеклом, в
"514-й" заняли свое привычное место, как и у
других машин под лобовым стеклом.
Уверен, порадуют автовладельцев и новые двери
люкс, со встроенными замками нового образца и
пластиковыми ручками, благодаря чему двери
закрываются с первого раза, легко и бесшумно.
Поскольку корпус машины стал металлическим,
появилась 5-я дверь - задняя. Она как бы состоит из
двух частей: верхней и нижней. Первая закреплена
на амортизаторах, которые плавно поднимают
вверенную им часть двери в момент открывания, а
вторая просто опускается вниз до специального
стопора. Ну а раз есть задняя дверь, то есть и
стекло, а раз есть стекло - значит есть и его
очиститель, работа которого регулируется
привычным образом: с водительского места.
Передняя часть автомобиля защищена "кенгурятником",
который, что очень важно, входит в базовую
комплектацию, чего нельзя сказать о люке - Это
тюнинговая услуга, о которой нужно
договариваться в автосалоне.
Технические новшества
Если раньше, чтобы отключить передний мост,
водителю приходилось выходить из машины и
совершать манипуляции у переднего колеса (владельцы
УАЗов нас поймут), сопряженные с некоторыми
неудобствами, то теперь достаточно переключить
муфту включения переднего моста, расположенную
все там же, у колеса, и он либо будет отключен,
либо готов к работе, а известная формула 4х4
трансформируется в 2х4. Последний вариант выгоден
для езды в городском режиме, поскольку
существенно уменьшает расход топлива.
Многие владельцы УАЗов жаловались на трудную
управляемость машины из-за неудобного руля и его
тяжелого вращения. По их словам, в конце поездки
они чувствовали себя, как после двухчасовой
тренировки в тренажерном зале. Не знаю уж, хорошо
это или нет, но теперь им для поддержания
физической формы действительно придется ходить
в зал, потому что в стандартную комплектацию
отныне входит гидроусилитель руля, а сам руль
приобрел гораздо более удобную форму. Так что,
входя в поворот, водитель сможет крутить баранку
одним пальцем.
Если уж что-то менять, то в комплексе, - решили
ульяновские специалисты и разработали новый
глушитель. Сказано - сделано, и на "514-м" стоит
глушитель, состоящий не из двух частей - приемной
трубы и глушителя, а из трех. Добавили к этому
резонатор, значительно уменьшающий уровень шума,
издаваемый двигателем.
Что касается подвески, то появилась ее новая
версия, предназначенная в основном для тех
автолюбителей, которые пользуются машиной в
городе и редко выезжают на лоно природы, спереди
пружины, а сзади - малолистовые рессоры. Для людей,
любящих рыбалку, охоту и т. д., - проверенный
временем вариант: зависимая подвеска на четырех
продольных полуэллиптических рессорах, которые
функционируют бок о бок с гидравлическим
амортизаторами 2-стороннего действия.
Выбор коробки передач пока скуден - всего лишь
механическая, 4-ступенчатая, синхронизированная.
И все же она серьезно модернизирована по
сравнению со своей старшей сестрой, той, что
устанавливали на моделях прошлых лет. По крайней
мере, водитель без титанических усилий может
переключать передачи, да и в надежности новая КПП
выигрывает.
Пожалуй, мы перечислили все основные отличия УАЗ
31514 от УАЗ 31512, которые в той или иной степени
можно считать революционными. Хотя бы для
ульяновцев.
Максим БАРАНОВ
За помощь в подготовке материала автор
благодарит фирму "Автоскан". |