Тема номера

# 08 (64) май 2001 г.

Чайники, осторожно! Или Осторожно - чайники!

Есть несколько способов получения водительских прав. Уровень профессионализма каждого водителя отличается от такового у его коллег. Существует также разница в напряженности движения на различных участках городских, пригородных и загородных дорог. Возможностей попасть на них в аварию - бесчисленное множество. И при всем этом есть только одно условие, выполнив которое (вне зависимости от стажа вождения и способа получения прав), автомобилисты могут выезжать на самые сложные транспортные узлы любого города России, в любое время суток и в любую погоду. Условие это - наличие водительских прав.

Представим себе такую ситуацию: молодой человек, лет 18-ти, идет в автошколу, учится там 3,5 месяца, получает права, садится в машину папы и, прихватив знакомых девчонок, везет их кататься на Невский. "Обычная история", - скажут многие. Действительно, останови его сотрудник ГИБДД, их разговор окажется впустую потраченным временем - права в порядке, техосмотр пройден, лицо улыбчивое. Но если вдруг этот молодой автолюбитель здесь же, на Невском, попадет - не дай Бог - в аварию, у его родителей и друзей возникнут сомнения: а настолько ли хорошо он был подготовлен к тому, чтобы выезжать на один из самых оживленных проспектов города?


Что думают в...

Из уст ученых мужей по этому поводу можно услышать только одно: управление автомобилем в экстремальных условиях - важное и ответственное мероприятие. И в 18 лет человек должен отдавать себе отчет в том, к чему он готов, а чему еще стоит поучиться. И ученых мужей (а именно преподавателей автошкол и сотрудников ГИБДД, принимающих практический экзамен по вождению) мало интересует психологический аспект дела; главное - техника и знание ПДД.

С тем, чтобы понять, существует ли на самом деле проблема "неопытных водителей", мы обратились в несколько автошкол Петербурга. Обзвонив не менее десятка из них, мы везде слышали одно и то же, поэтому ссылаться на частные мнения не будем. Вот собирательный образ отношения к заявленной теме всех консультирующих автошкол: законодательство РФ установило точные условия получения водительских прав; наличие у автомобилиста прав свидетельствует о том, что он действительно прошел все теоретические и практические испытания по вождению; если он знает правила дорожного движения и умеет управлять автомобилем (о чем говорит штамп в правах), значит, и к выезду на Невский он готов; а если сам в себе не уверен, то и не поедет.

Мы ожидали более развернутого ответа. Комментировать наши "психологические" вопросы работники автошкол вообще отказались, сочтя их некорректными. Что ж, позиция ясна, и понять немногословие "тех, кто учит" нетрудно. Обучение водительскому мастерству - это, не в последнюю очередь, надежный бизнес, и выступать против себя - не лучший способ его развивать. А утверждать, что 3 месяцев обучения и успешной сдачи экзаменов недостаточно для того, чтобы выехать "в люди", - как раз и значит свидетельствовать против себя. Говорить же о том, что рядовой гражданин за 3 месяца обучения получит превосходные навыки управления автомобилем - мягко говоря, нескромно.

Оставив в покое автошколы, мы решили узнать, отмечали ли данную проблему сотрудники ГИБДД. Оказалось, что и их отношение колеблется в рамках "сами виноваты - думать надо" и "таков закон", а против закона, как известно, не попрешь.

Но, тем не менее, есть несколько аргументов в пользу того, что проблема существует, и "чайник" с правами на дороге представляет определенную угрозу. Так, некоторые не слишком уверенные автомобилисты, окончив обычные курсы, идут на дополнительные. Их, кстати, нередко открывают те же автошколы.

Кроме того, в конце марта с. г. вышло постановление, запрещающее с 1 апреля давать уроки водительского мастерства лицам, не имеющим государственную лицензию на право обучения. То есть если раньше любой опытный водитель мог поднатаскать своего неопытного "абитуриента", то теперь такой возможности у него нет.

С одной стороны, учиться у дилетанта - хуже, чем не учиться вообще. Но с другой, теперь молодые люди лишаются возможности постоянно совершенствовать свое вождение под руководством кого-то из старших. Стало быть, весь их опыт - это обучение в автошколе.

И еще один любопытный аргумент, свидетельствующий о том, что проблема "чайников" не высосана из пальца. Для неопытных водителей в автомагазинах продаются наклейки со значками "70" и улыбающимися "чайничками". "Ламеры" покупают их, честно предупреждая участников движения, что от них можно всего ожидать.

А как у них?

Теперь попробуем поискать ответ за пределами нашей страны и за рамками наших законов. Большинство вопросов автомобилистики применимы ко всем цивилизованным странам. Только вот ответы все они предлагают разные. Выяснилось, что на Западе обучение "на права" - несколько более серьезное мероприятие, чем у нас. Выражается это, в первую очередь, в цене. Обучение стоит, по нашим меркам, предостаточно (в Германии - около 1000 долларов, в Японии - почти 3000). Кроме того, получить водительское удостоверение с первого раза за границей очень трудно. К примеру, в Японии их не дают сразу чуть ли не из принципа: только особо проявившие себя удостаиваются этой чести.

Согласитесь, трудно утверждать, что "заграница" пренебрегает проверкой "на прочность" будущих автомобилистов. Чего, к сожалению, не скажешь о нас: как утверждал в беседе с корреспондентом "ЛВ" один "продвинутый" молодчик, выложив 500-600 долларов, любой может приобрести настоящие права.

Итак, вопрос поставлен, но однозначного ответа на него пока нет.

AutoBanner.ru 468x60
AutoBanner.RU
TopList