Чайники, осторожно! Или
Осторожно - чайники!
Есть несколько способов получения
водительских прав. Уровень профессионализма
каждого водителя отличается от такового у его
коллег. Существует также разница в напряженности
движения на различных участках городских,
пригородных и загородных дорог. Возможностей
попасть на них в аварию - бесчисленное множество.
И при всем этом есть только одно условие,
выполнив которое (вне зависимости от стажа
вождения и способа получения прав),
автомобилисты могут выезжать на самые сложные
транспортные узлы любого города России, в любое
время суток и в любую погоду. Условие это -
наличие водительских прав.
Представим себе такую ситуацию: молодой человек,
лет 18-ти, идет в автошколу, учится там 3,5 месяца,
получает права, садится в машину папы и,
прихватив знакомых девчонок, везет их кататься
на Невский. "Обычная история", - скажут
многие. Действительно, останови его сотрудник
ГИБДД, их разговор окажется впустую потраченным
временем - права в порядке, техосмотр пройден,
лицо улыбчивое. Но если вдруг этот молодой
автолюбитель здесь же, на Невском, попадет - не
дай Бог - в аварию, у его родителей и друзей
возникнут сомнения: а настолько ли хорошо он был
подготовлен к тому, чтобы выезжать на один из
самых оживленных проспектов города?
Что думают в...
Из уст ученых мужей по этому поводу можно
услышать только одно: управление автомобилем в
экстремальных условиях - важное и ответственное
мероприятие. И в 18 лет человек должен отдавать
себе отчет в том, к чему он готов, а чему еще стоит
поучиться. И ученых мужей (а именно
преподавателей автошкол и сотрудников ГИБДД,
принимающих практический экзамен по вождению)
мало интересует психологический аспект дела;
главное - техника и знание ПДД.
С тем, чтобы понять, существует ли на самом деле
проблема "неопытных водителей", мы
обратились в несколько автошкол Петербурга.
Обзвонив не менее десятка из них, мы везде
слышали одно и то же, поэтому ссылаться на
частные мнения не будем. Вот собирательный образ
отношения к заявленной теме всех
консультирующих автошкол: законодательство РФ
установило точные условия получения
водительских прав; наличие у автомобилиста прав
свидетельствует о том, что он действительно
прошел все теоретические и практические
испытания по вождению; если он знает правила
дорожного движения и умеет управлять
автомобилем (о чем говорит штамп в правах),
значит, и к выезду на Невский он готов; а если сам
в себе не уверен, то и не поедет.
Мы ожидали более развернутого ответа.
Комментировать наши "психологические"
вопросы работники автошкол вообще отказались,
сочтя их некорректными. Что ж, позиция ясна, и
понять немногословие "тех, кто учит"
нетрудно. Обучение водительскому мастерству -
это, не в последнюю очередь, надежный бизнес, и
выступать против себя - не лучший способ его
развивать. А утверждать, что 3 месяцев обучения и
успешной сдачи экзаменов недостаточно для того,
чтобы выехать "в люди", - как раз и значит
свидетельствовать против себя. Говорить же о том,
что рядовой гражданин за 3 месяца обучения
получит превосходные навыки управления
автомобилем - мягко говоря, нескромно.
Оставив в покое автошколы, мы решили узнать,
отмечали ли данную проблему сотрудники ГИБДД.
Оказалось, что и их отношение колеблется в рамках
"сами виноваты - думать надо" и "таков
закон", а против закона, как известно, не
попрешь.
Но, тем не менее, есть несколько аргументов в
пользу того, что проблема существует, и
"чайник" с правами на дороге представляет
определенную угрозу. Так, некоторые не слишком
уверенные автомобилисты, окончив обычные курсы,
идут на дополнительные. Их, кстати, нередко
открывают те же автошколы.
Кроме того, в конце марта с. г. вышло
постановление, запрещающее с 1 апреля давать
уроки водительского мастерства лицам, не имеющим
государственную лицензию на право обучения. То
есть если раньше любой опытный водитель мог
поднатаскать своего неопытного
"абитуриента", то теперь такой возможности у
него нет.
С одной стороны, учиться у дилетанта - хуже, чем не
учиться вообще. Но с другой, теперь молодые люди
лишаются возможности постоянно
совершенствовать свое вождение под руководством
кого-то из старших. Стало быть, весь их опыт - это
обучение в автошколе.
И еще один любопытный аргумент,
свидетельствующий о том, что проблема
"чайников" не высосана из пальца. Для
неопытных водителей в автомагазинах продаются
наклейки со значками "70" и улыбающимися
"чайничками". "Ламеры" покупают их,
честно предупреждая участников движения, что от
них можно всего ожидать.
А как у них?
Теперь попробуем поискать ответ за пределами
нашей страны и за рамками наших законов.
Большинство вопросов автомобилистики применимы
ко всем цивилизованным странам. Только вот
ответы все они предлагают разные. Выяснилось, что
на Западе обучение "на права" - несколько
более серьезное мероприятие, чем у нас.
Выражается это, в первую очередь, в цене. Обучение
стоит, по нашим меркам, предостаточно (в Германии
- около 1000 долларов, в Японии - почти 3000). Кроме
того, получить водительское удостоверение с
первого раза за границей очень трудно. К примеру,
в Японии их не дают сразу чуть ли не из принципа:
только особо проявившие себя удостаиваются этой
чести.
Согласитесь, трудно утверждать, что
"заграница" пренебрегает проверкой "на
прочность" будущих автомобилистов. Чего, к
сожалению, не скажешь о нас: как утверждал в
беседе с корреспондентом "ЛВ" один
"продвинутый" молодчик, выложив 500-600
долларов, любой может приобрести настоящие
права.
Итак, вопрос поставлен, но однозначного
ответа на него пока нет. |