850 по-шведски
"850-я" модель Volvo в свое время внесла
весьма существенный вклад в изменение имиджа
шведской марки. Компания создала динамичный
автомобиль бизнес-класса с уникальными
5-цилиндровыми двигателями и практически впервые
примененным на Volvo передним приводом, который,
судя по опыту эксплуатации, пришелся автомобилю
более чем к месту.
Несмотря на то, что Volvo 850 отмечает в этом году
10-летие со дня своего появления и, как известно,
уже не производится, приобретение этой
подержанной модели можно вполне расценивать как
покупку нового автомобиля, ведь 6-7 лет для Volvo при
нормальной эксплуатации не срок - даже в
российских реалиях. Во многом именно поэтому
"850-ю" перепродают не очень часто, и цена на
нее далеко не всем покажется приемлемой.
Строга, элегантна, безопасна
Выпускавшаяся с 1991 по 1996 годы и уступившая
впоследствии место модели S70, Volvo 850 занимает
промежуточное положение между 440/460 и 940/960. Это
позволяет говорить о том, что в какой-то мере
"850-я" заменила собой так называемую 200-ю
серию автомобилей Volvo, известную как "шведский
танк". Интересно, что крупной
"девятисотой" модели героиня нашего
исследования проигрывает разве что в длине. Зато
"850-я" шире и выше, что сказалось габаритах
салона.
Модель выпускалась с двумя типами кузовов - седан
и 5-дверный универсал, который появился в 1993 году.
К его названию в разных странах добавляют Wagon, Estate
или Kombi. Строгий внешний вид и фирменный стиль Volvo
особенно заметны в универсале. Несмотря на
кажущуюся угловатость форм, кузов красив,
элегантен и с головой выдает скандинавское
происхождение автомобиля. Расстояние между
наружными панелями практически незаметны даже
на ослепительно белых машинах. Там, где щели
якобы неизбежны, применены герметичные
уплотнители. Их можно обнаружить даже на
наружном контуре дверей. Они позволяют сохранять
тепло в салоне и не дает дверям примерзать после
зимней мойки.
Иногда на автомобилях 6-8-летнего возраста можно
заметить мелкие сколы краски в районе колесных
арок. Как говорят специалисты, это прямое
следствие, по требованию экологов, в середине 90-х
покраски машин водорастворимыми эмалями.
Технология применения таких красок была еще,
мягко говоря, не отработана, вследствие чего со
временем могут обнаружиться небольшие их
отслоения. Правда, это не смертельно, ведь из-под
сошедшей эмали проглядывает защитное покрытие
серебристого цвета.
Кузов
Volvo 850 полностью оцинкован и даже на самых первых
моделях достаточно живуч. Здесь сразу хочется
отметить великолепный каркас безопасности
автомобиля, который, с "легких колес"
"850-й", стал основным элементом безопасности
шведских машин. У нашей героини - эффективная
фронтальная защита. Моторный отсек можно
сравнить со своеобразной коробкой, которая,
деформируясь сама, не распространяет удар при
аварии на пассажирский отсек. Прибавьте к этому
не менее добротную боковую защиту, ABS, подушки
безопасности, входящие в базовую комплектацию, и
вы получите тот "самый безопасный автомобиль в
мире", который и является олицетворением марки
Volvo.
Бойтесь пуха - позаботьтесь о фильтре
За годы своего существования Volvo 850 перенес всего
лишь один рестайлинг. Когда в конструкцию
автомобиля были внесены некоторые изменения
технического и дизайнерского характера.
Первое поколение модели (по 1993 год) легко
распознать по широким передним фарам и плоским
задним фонарям почти правильной прямоугольной
формы. После модернизации 1994 года передние фары
несколько сузились, а бамперы обрели скругленные
очертания. Вскоре добавились новые задние
фонари, которые объединила изогнутая перемычка,
протянувшаяся под прямоугольником госномера.
Подобные дизайнерские решения можно считать
своеобразным эталоном качества "850-й",
которая, кстати, избавилась от ряда "детских
болезней", характеризовавших первые
модификации.
Отличительной чертой универсала являются задние
габаритные огни - во всю высоту кузова. Помимо 5
человек, включая водителя, Volvo 850 способен
перевозить 800 л полезного груза. Если освободить
багажный отсек, в нем на выдвижных мягких
"табуретках" можно разместить еще двоих
пассажиров. Получается, что в одном автомобиле
могут путешествовать 7 человек. Не зря, значит,
крышу багажника не стали округлять и опускать, а
стекла оставили такими же большими, как и в
салоне. Пассажирам на дополнительных сиденьях в
общем-то вполне комфортно, хотя ехать придется
"задом наперед". Спинку заднего кресла можно
сложить в соотношении 2/3:1/3 или полностью, а можно
кресло демонтировать вовсе, особых трудностей
это не вызовет - так же как и его обратная
установка. Регулировка передних сидений
позволяет перевозить в кузове неширокие
предметы длиной 3-4 метра (в фирменных проспектах
Volvo Car AB можно увидеть размещенные справа от
водителя старинные часы или одиночную лодку).
Если автомобиль забит грузом доверху, уберечь
задних пассажиров от возможного падения вещей
поможет специальная выдвигающаяся сетка.
Интерьер Volvo 850 можно выбрать на любой вкус - от
скоромной серой обивки и велюровых сидений до
натуральной кожи и вставок из орехового дерева.
На автомобиле может быть установлен электронный
климат-контроль ЕСС и стереосистема. В последних
версиях "850-й" появились иммобилайзер и
собственная противоугонная система Volvo Guard Alarm II.
Как и положено северному автомобилю, практически
все Volvo оснащены подогревом передних кресел. Есть
данные, что нагревательный элемент иногда может
выходить из строя, а покупка нового обойдется 2-3
десятка долларов. При этом работа по замене
элемента оценивается в кругленькую сумму,
поскольку механикам автосервиса придется
повозиться: сначала вскрывая кресло, а потом
возвращая ему первоначальный вид.
За рулем автомобиля вполне удобно - все, как
говорится, под рукой. Три привычные рукоятки
управления системами вентиляции и обогрева
находятся на уровне немного устаревшего по
дизайну рулевого колеса. По сторонам от панели
приборов можно обнаружить аж 4 вентиляционных
отверстия. На приборном щитке - спидометр,
тахометр и три указателя. Здесь же расположен
жидкокристаллический дисплей с информацией о
времени и температуре воздуха. За регулируемой
по углу наклона рулевой колонкой находятся два
переключателя, управляющие стеклоочистителями и
передней, очень мощной светотехникой. Все
внутренние панели интерьера и по сей день
выглядят достаточно современно - разве что
дверная обшивка кажется несколько грубоватой.
Клавиши управления электростеклоподъемниками и
центральным замком вынесены, как на многих
европейских моделях, на полку, рядом с рычагом
КПП. Интересно, что центральная консоль до этой
полки не доходит и сделана примерно так же, как на
отечественных ВАЗ 2108, -2109, только у Volvo она заметно
шире и развернута в сторону водителя. Между
передними сиденьями предусмотрено место для
объемного ящика-подлокотника. От владельцев
"850-й" приходилось слышать жалобы на
отсутствие подсветки на большинстве клавиш
приборной панели и низкую производительность
вентилятора - якобы порой не хватает воздуха для
обдува стекол. Вполне вероятно, что это мнение
субъективное, однако при выборе автомобиля
обратить внимание на данный нюанс не помешает.
Будущему владельцу Volvo 850 следует также знать о
весьма распространенной "болячке" этой
модели, связанной с выходом из строя радиатора
кондиционера. Виной всему - наши неубираемые
дороги и, как это ни смешно, тополиный пух,
который достаточно быстро забивает радиатор, в
результате чего последнему требуется промывка.
Если выбираемый вами автомобиль не имеет системы
фильтрации салонного воздуха, специалисты
рекомендуют обзавестись ею. Сильный вентилятор
очень быстро засасывает песок и пыль, которые
повреждают не только испаритель системы
кондиционирования, но и радиатор отопителя.
Ремкомплект стоит более 200 долларов; примерно
столько же стоит работа по замене. Учитывая это,
лучше приобрести фильтр и одновременно промыть
наружную поверхность радиатора. Его замена для
механиков СТО удовольствие - не самое большое.
Расположен он под лобовым стеклом, и чтобы к нему
подобраться, приходится снимать переднюю панель.
Замену лучше производить в фирменном
сервис-центре Volvo, у специалистов которого есть
определенный опыт устранения подобных
неисправностей, а также специальный инструмент.
"Жесткие" и "непрожорливые"
Как мы уже упоминали, Volvo 850 оборудовались
исключительно 5-цилиндровыми силовыми
агрегатами. Все они 2-вальные, с алюминиевым
блоком цилиндров, расположенными поперечно. На
российском рынке преобладают версии 2,3 и 2,5 л.
Однако в некоторых странах - в частности - в
Италии, из-за особенностей местного
налогообложения чаще всего встречаются
2,0-литровые Volvo 850.
Как заверили нас на фирменном автосервисе, все
моторы надежные и, как говорят специалисты,
"жесткие". Если вовремя менять все смазки и
жидкости, а также планомерно заезжать на ТО,
перегрев двигателей практически исключен. При
надлежащем уходе моторы способны прослужить не
менее 400 тыс. км пробега, что весьма неплохо.
Несмотря на свои габариты и далеко не маленький
вес, Volvo 850 не отличается чрезмерной
"прожорливостью". Самая распространенная у
нас, 170-сильная 2,3-литровая, версия автомобиля
"съедает" в условиях города в среднем 12 л/100
км. Наиболее серьезная беда с двигателем может
случиться разве что в случае обрыва ремня
газораспределительного механизма, который, как
известно, происходит из-за несвоевременной его
замены. Менять старый ремень ГРМ на новый
специалисты СТО советуют через каждые 60-80 тыс. км
пробега. Все зависит от конкретной модели
силового агрегата и самого ременного привода,
который на более поздних моделях был
усовершенствован. Система распределенного
впрыска топлива, изначально применявшаяся на Volvo
850, ничего сверхординарного собой не
представляет - ее конструкция широко изменяется
на многих других марках автомобилей. Как
показывает опыт эксплуатации, инжектор ведет
себя вполне надежно и уверенно. Однако
злоупотреблять бензином Бог весть какого
качества не стоит, особенно в зимний период. Ну и,
конечно, долговечности системы питания не в
последнюю очередь способствуют регламентные
работы при посещении квалифицированного
автосервиса.
По 5 цилиндров в руки. Не более
В России наиболее популярными Volvo 850 являются
бензиновые версии. Мы уже говорили, что все
моторы - 5-цилиндровые, могут иметь по 2 или 4
клапана на цилиндр; есть атмосферные варианты, а
есть с турбонаддувом. Что за двигатель
установлен под капотом конкретного автомобиля,
легко узнать по шильдикам, украшающим крышку
багажника.
Пожалуй, самый распространенный и оптимальный
мотор для модели "850" - это 2,5-литровый
4-клапанный В5254 FS, развивающий мощность 170 л. с.
Именно им комплектовалась модификация GLT. Этот же
двигатель, но уже с 2-мя клапанами на цилиндр и 144
"лошадями" (В5254F) явился силовой
"начинкой" версии GLE. В условиях городской
езды почувствовать разницу между этими двумя
двигателями практически невозможно. Шустрость GLT
очевидна разве что на скоростной магистрали, где
он способен дать фору более слабому GLE.
В
сентябре 1993 года гамма моторов Volvo 850 пополнилась
чудо-агрегатом версии Т5. Это турбированный
2,3-литровый 20-клапанный 225-сильный В5234FT с весьма
гибкой тяговой характеристикой. Двигатель
способен разгонять автомобиль до максимальной
скорости 225 км/час, а "сотню"
"выстреливает" за 7,4 с. До 3000 об/мин мотор
раскручивается относительно спокойно, после
чего следует ураганное ускорение. Существует и
еще более форсированная (В5234FT4) 250-сильная версия
вышеописанного двигателя, которая получила
индекс Е-5R. Volvo с таким "зверем" под капотом
способен "выдавать" по прямой 250 км/час и
разгоняться до 100 км/час всего за 6,7 с. Водить
такой автомобиль чертовски приятно. Однако надо
иметь ввиду, что моторы с турбонаддувом
изнашиваются быстрее атмосферных. Существует
почти 100% гарантия, что покупаемый вами
автомобиль находился в руках темпераментного
водителя, поэтому перед покупкой "тэшки" или
"эрки" не следует жалеть денег на
диагностику двигателя и подвески. Вообще,
специалисты автосервиса утверждают, что турбины
Volvo, при бережном к ним отношении, служат довольно
долго. Главное - помнить о том, что с
турбированного мотора нельзя снимать полную
мощность, пока он достаточно не прогреется.
Аналогичные действия - и при остановке двигателя:
прежде чем повернуть ключ замка зажигания,
необходимо дать мотору поработать несколько
секунд на холостом ходу.
Спринтерские качества двигателей Т5 и Т-5R
действительно достойны восхищения. Однако, чтобы
разогнать Volvo 850 до вполне приличной скорости 180
км/час и выше, достаточно даже редко
встречающегося в России 2-литрового 125-сильного
мотора В5204F, выпуск которого производитель начал
в сентябре 1994 года. Кроме того, многим наверняка
понравится турбодизель непосредственного
впрыска D5252T в версии TDI мощностью 140 л. с., который
выпускался совместно с Volkswagen с начала 1996 года.
Потребляя всего 9 л/100 км в городе, он, за счет
высокого крутящего момента (290 Hm достигается уже
при 1900 об/мин), обеспечивает разгон до
"сотни" всего за 9 секунд.
Если кого-то интересует, устанавливать на
автомобиль защиту картера, можем сказать, что в
базовую комплектацию входит такая защита,
состоящая из специальных трубок, весьма неплохо
выполняющая свои функции. Неоригинальную защиту
специалисты СТО устанавливать не советуют.
Во-первых, такие изделия снижают вентиляцию
мотора, а во-вторых, они способны повредить
элементы подвески, что также нежелательно.
Пионер полного привода
В гамме моторов Volvo 850 присутствовал еще один
силовой агрегат - объемом 2,5 л, мощностью 193 л. с. и
турбиной низкого давления, - который был
специально разработан для полноприводной версии
AWD (All-Whell Drive - полный привод). Появившись в 1996 году,
850 AWD с кузовом "универсал" по сути стал
пионером целого поколения шведских моделей
"4х4", популярных и по сей день.
Полноприводная трансмиссия работает по
следующей схеме. При движении по ровному
асфальту ведущими являются передние колеса. Если
при съезде на обочину они вдруг забуксуют,
виско-муфта начнет передавать энергию мотора на
задние колеса. При необходимости срабатывает
задний межколесный самоблокирующийся
дифференциал. Роль же передней блокировки
выполняет противобуксовочная система Tracs. Такая
схема "4х4" довольно неплохо работает в
условиях бездорожья. Однако нельзя тешить себя
мыслью, что 850 AWD - истинный внедорожник и проедет
везде, где захочется водителю: это заблуждение.
Надо признать, что полноприводных Volvo 850 в нашей
стране было продано не очень много, поэтому с
полный уверенностью говорить о преимуществах и
недостатках системы "4х4" пока рано. Так же,
как до сих пор мало сведений о преемниках 850 AWD,
среди которых следует отметить появившиеся на
российском рынке полноприводный универсал V70 AWD,
V90 XC Cross Country (увеличенный клиренс, специальные
покрышки, пластиковая "джиповская" обвеска
кузова) и седан S70 AWD.
Бойтесь "смешения кровей"
Учитывая, что автомобили Volvo относятся к
престижному классу, нетрудно предположить, что
немалая их часть оснащалась - и оснащается -
автоматическими коробками передач. В то же время
покупатель всегда может заказать автомобиль с
механической КПП, причем при любом типе и литраже
двигателя.
Отзывы специалистов об обеих коробках
достаточно лестные - как на предмет их сочетания
с техническими возможностями мотора, так и на
предмет долговечности. Тот же "автомат" (а на
"850-й" используется японская АКПП с
электронным управлением и тремя режимами:
экономичным, спортивным и зимним) при щадящей
эксплуатации способен без ремонта прослужить
ничуть не меньше силового агрегата, а это весьма
солидный пробег. Как таковой периодической
замены масла автоматическая КПП не требует.
Вопрос доливки масла решается при прохождении
планового ТО, однако, как показывает практика,
течи из коробки крайне редки (на ранних моделях
этим иногда грешили задние сальники коленвала).
Головную боль будущему владельцу Volvo 850 способен
доставить разве что антифриз двигателя. Он
выполняет функции охлаждения масла в
"автомате", для чего радиатор АКПП
имплантирован внутрь силового агрегата. Беда
может быть в том случае, если автомобиль побывал
в легком ДТП. Смещение радиатора (без видимой
течи жидкости) устраняется, казалось бы, простой
установкой его на место. Причин для волнения
вроде бы нет, однако ни один удар, даже несильный,
не проходить бесследно. Скорее всего, радиатор
АКПП разгерметизировался внутри моторного
радиатора, и в масло коробки передач отныне
постоянно попадает антифриз. Такое "смешение
кровей" рано или поздно "убивает" АКПП; в
результате требуется ее ремонт, который
обойдется никак не меньше 1 тыс. долларов. Зная
все это, владелец Volvo 850 может самостоятельно
предотвратить последствия удара. Для этого
необходимо осмотреть масляный щуп коробки
передач, который (если кто-то не знает) расположен
рядом с фильтром очистки воздуха. Присутствие на
щупе пенистой жидкости еле различимой окраски
означает, что у вас появились серьезные проблемы.
Если вы не умалишенный гонщик, у вас не будет
никаких претензий и к механической коробке.
Однако, выбирая автомобиль первых трех годов
выпуска, нелишним будет обратить внимание на
четкость и легкость включения 3-й передачи. В
случае обнаружения характерного скрежета можно
смело требовать от старого владельца автомобиля
сбавить (и существенно!) его стоимость. Ремонт
коробки - удовольствие не из дешевых, и если при
покупке автомобиля с таким дефектом вы проявите
стеснительность и робость, позже будете себя
корить за это. Лучше присмотреться к моделям
более свежих годов выпуска - у них этого дефекта
уже нет.
Некоторые автовладельцы жалуются на ощущающуюся
иногда вибрацию педали сцепления. Как говорят в
автосервисе, это обусловлено неудачной
конструкцией выжимного подшипника и вилки.
Паниковать не следует. При сильной вибрации
можно посоветовать повременить с заездом на СТО,
а подождать, когда необходимо будет менять
сцепление в комплекте. Как правило, срок его
службы составляет 100-150 тыс. км пробега. В качестве
альтернативного варианта устранения
неисправности можно предложить совместить
установку новых подшипника и вилки с заменой
заднего сальника коленвала. Таким образом можно
неплохо сэкономить на все равно неизбежном
ремонте.
Золотая середина
Подвеска Volvo 850 представляет собой этакую золотую
середину между комфортабельной мягкой и
устойчивой жесткой. Пассажиры не испытывают
неудобства от попадающихся на дороге выбоин, ям и
кочек: на кузов или руль толчки почти не
передаются - лишь чувствуется, что колесо на
что-то наткнулось. Даже серьезные ямы и камни
автомобиль проходит без явных пробоев подвески.
Немалая заслуга в этом покрышек 195/60 R15 на легких
дисках ("заряженные" версии Т5 и Т-5R
комплектовались дисками большего диаметра - R16 и
R17). Долгий путь по разбитому проселку также не
утомляет, причем подвеска при этом никаких
звуков не издает. На виражах подвеска (особенно
задняя, с патентованной системой Delta-Link с
длинными поперечными рычагами, как бы
позволяющей задним колесам подруливать в
повороте) и передний привод ведут себя
практически безупречно. В то же время многие
отмечают, что при прохождении больших колдобин
спортивная "жесткость" подвески комфорта не
добавляет.
Оригинальная конструкция задней подвески
характеризуется как достаточно простая и
одновременно вполне надежная. С этой точки
зрения Volvo 850 можно назвать довольно экономичным
автомобилем. Судите сами: только сейчас на сервис
заезжают автомобили 1993-1994 годов выпуска для
замены резино-технических элементов подвески,
"постаревших" от времени. Около 200 тыс. км
служат рычаги задней подвески, что также неплохо.
Об их "агонии" трудно судить "на
глазок". Если вы твердо знаете, что все детали
подвески находятся в исправном состоянии, а на
неровностях слышится своеобразное глухое
постукивание, можете пенять на рычаги, которые, в
общем-то, недешевы (около 300 долларов за пару).
Еще одной причиной стука в подвеске может
служить лопнувший стабилизатор поперечной
устойчивости или оторвавшиеся от кузова верхние
опоры амортизационных стоек. Правда, следует
признать, что при выходе из строя этих узлов вы
услышите не стук, а ужасно неприятный грохот,
раздражающий слух. К слову, задняя подвеска
лишний раз доказывает, что не всякая СТО
возьмется за ее ремонт - настолько она
специфична. В качестве иллюстрации можно
привести пример, когда Volvo 850 ставят на подъемник
и, покачав задние колеса "туда-сюда",
обнаруживают их удивительную податливость. По
незнанию можно предположить, что "полетели"
сайлент-блоки. Однако на поверку дело
оказывается совершенно в другом: колеса как бы
"гуляют" в специальных втулках, которые и
обеспечивают подруливающий эффект в поворотах.
Надо признать, что далеко не маленький Volvo 850 с
точки зрения управляемости весьма неплох. Свой
вклад в это внесли "подруливающая" задняя
подвеска и наличие в штатной комплектации
гидроусилителя руля. Рулевая рейка "ходит" в
среднем 150 тыс. км. Если вы видите, что она
подтекает, неплохо бы выяснить, в каком конкретно
месте - у вас будет хороший шанс сбить при покупке
сумму. Дело в том, что течь верхнего сальника
(куда входит вал рулевой колонки) не
"криминальна". Долларов за 100-120 вам ее
устранят. Беда, если вы обнаружите боковые
подтеки: это первый признак появления люфта.
Избавиться от него можно разве что полной
заменой рейки, а это обойдется около 700 долларов.
Передняя подвеска - практически
"беспроблемная", она представляет собой
классическую схему McPherson. На ранних версиях 850-й
наблюдались некоторые проблемы со втулками
стабилизатора поперечной устойчивости. Однако,
после того как этот недостаток заметили, узел был
усовершенствован. При езде на динамичном Volvo 850
следует помнить и о стойках стабилизатора. Они не
очень любят удары о поребрики или трамвайные
рельсы, поэтому перед такими препятствиями лучше
притормаживать.
Определенного внимания к себе требует и
подрамник передней подвески. Дело в том, что
после некачественного кузовного ремонта (и такое
в нашей жизни бывает) слишком быстро
изнашиваются втулки, которые крепят подрамник к
кузову. Если выбираемый вами автомобиль - из этой
"оперы", с ним лучше не иметь дело, так как
замена подрамника в сборке может опустошить ваш
карман на сумму 800 долларов. В идеале же втулки
проходят 150-200 тыс. км пробега.
Над тормозной системой Volvo 850 шведы поработали на
славу, поэтому к ней претензий практически не
возникает. Следует лишь помнить о периодической
замене тормозных колодок. При нормальной
эксплуатации передние колодки могут прослужить
около 30 тыс. км пробега, задние - примерно в 2 раза
дольше. Надежна и антиблокировочная система
тормозов, входящая в стандартную комплектацию.
Правда, грязь российских дорог способна внести
некоторые коррективы и в ее работу. Это связано
как с обрывом проводов, так и с датчиками ABS на
колесах. Но от этого, как говорится, не
застрахована ни одна иномарка.
Кто есть кто?
При выборе такого автомобиля, как Volvo 850, перед
покупателем (если он, конечно, не является
фанатом Volvo) встает проблема выбора. В данном
секторе предлагаются такие, не менее известные
марки, как Audi 100, BMW 5-й серии и тот же Mercedes-Benz W124.
Наконец, не стоит забывать и про
"девятитысячный" SAAB. В первую очередь
учтите, что, подобно Volvo, SAAB и Audi имеют передний
привод. "Биммер" и "Мерс" - автомобили
классической компоновки. Что касается
обслуживания и запчастей, то здесь Volvo 850 занимает
те же строки в ценовом хит-параде, что и последние
два "немца". Хотя с точки зрения
ремонтопригодности "швед" имеет свои
преимущества. Если принять во внимание, что
автомобиль в целом технически исправен, то на
прохождение положенных в течение года ТО
владельцу этой модели придется отложить 600-800
долларов. Для автомобиля уровня Volvo 850 - не слишком
заоблачная сумма.
Андрей ИВАНОВ
Автор благодарит специалистов фирмы
"Swed-Mobil", официального дилера Volvo, за помощь в
подготовке материала.
|