|
Не проходите мимо... автомобиля в Интернете
"Первый российский автомобиль был
продан через электронную систему на российском сайте в Интернете",
- сообщила Gazeta.ru. Удивительно, но это действительно
так. Отечественные Интернет-магазины становятся все более
активными, они развиваются - хотя, по сравнению с Западом,
в этом отношении мы все еще находимся в стадии становления.
Это может показаться странным, но первопроходцем в этой
новой для автопотребителя области стал Горьковский автозавод.
ГАЗовский сайт не выделяют какими-либо выдающиеся особенности,
но именно в его сетке, впервые в истории российского автомобильного
бизнеса, высветилось "продано" (читай - "оплачено
и получено"). Итак, первый шаг сделан. Редакция "ЛВ"
решила осветить деятельность петербургских автомагазинов
в Паутине. Что такое продажа и покупка автомобиля через
Сеть; какие бывают варианты заключения сделок; в чем преимущества
и недостатки оформления сделок в Интернет-магазине; наступит
(и, если "да", то когда) время, когда мы безбоязненно
будем покупать машину, не выходя из дома?
Как заключаются сделки в Сети
Итак, первый автомобиль был продан на сайте
ГАЗа. Для интересующихся: это Газ 3110-600 "Волга",
оснащенный дизельным двигателем ГАЗ 560 Steyr. Из сообщения
пресс-службы завода следует, что теперь всякий, кто пожелает,
может выбрать на сайте необходимую ему модель автомобиля
и комплектацию из имеющихся на складе ближайшего дилера
или у самого производителя и, заполнив бланк заказа, подать
заявку. Потребитель свободен в выборе региона, дилера, модели
авто, его комплектации, типа двигателя, цвета и прочих характеристик.
Более того, если сейчас в системе участвуют только 5 дилеров,
то в ближайшее время завод намеревается подключить к ней
всю свою дилерскую сеть.
Заглянув на сайт, можно увидеть, как там происходит
ознакомление потребителя с предлагаемой продукцией, его
выбор - наконец, заключение сделки в случае, если он решается
приобрести приглянувшуюся модель. Для начала следует ознакомиться
с правилами проведения торгов. Затем необходимо зарегистрироваться:
либо в качестве дилера, либо в качестве покупателя. В процессе
регистрации главное - правильно указать свой e-mail, заполнить
свой "логин" и "пароль". Зайдя в торговую
систему под своим логином и паролем, посетитель оказывается
на страничке "сводка персональной информации",
где уже можно оставить заявку на приобретение, ознакомиться
с базой предлагаемых на продажу моделей, выбрать и заказать
интересующий автомобиль.
В некоторых вариантах все этапы вплоть до
заключения сделки повторяются на других сайтах продажи автомобилей.
Сама же система, разумеется, копирует сайты заграничных
компаний. За небольшим исключением: на Западе виртуальный
покупатель почти всегда вознаграждается скидкой. Кстати,
и там у них, и здесь у нас едва ли доставят выбранный и
оплаченный автомобиль "на дом", как это может
быть в случае приобретения, например, компакт-диска или
пылесоса; забирать машину придется у ближайшего дилера.
В информации Интернет-магазина ГАЗа подчеркнуто, что "грамотный"
покупатель должен приехать в избранную им фирму и лично
проследить за ходом предпродажной подготовки, оформлением
документов и только после этого уехать на новеньком авто.
Возможно, это продиктовано заботой об имидже компании и
спокойствия клиента, а может быть, просто автомобиль - это
не пылесос, и получение его по почте никак не вяжется с
сознанием привыкшего тратить уйму времени на покупку машины
автолюбителя. Зато в выборе формы оплаты потенциальный сетевой
покупатель свободен как никогда: хочешь - переводи деньги
на счет фирмы через Интернет, хочешь - плати наличными при
выдаче транспортного средства, возможна оплата в рассрочку.
Когда мы будем "готовы"?
С тем, чтобы осветить рассматриваемый вопрос
сей час и в перспективе, мы обратились к непосредственным
участникам процесса осуществления продаж автопродукции через
Интернет. Из того, что нам рассказали представители некоторых
питерских официальных дилеров различных автомобильных компаний,
следует, что прийти к продаже автомобилей через Сеть в полном
смысле слова мы сможем не раньше через 5 лет.
В фирме "Лаура" считают, что на
данном этапе автомобильные Интернет-магазины в России вообще
могут существовать только в качестве информационного подспорья.
Ведь порой случается так, что человек в поисках нужной ему
машины обходит десятки салонов и выбирает тот или иной автомобиль
только потому, что устал, а сил искать дальше уже нет. В
Сети же можно, не выматываясь физически, подобрать необходимую
модель, а потом поехать в конкретное место и приобрести
выбранный заранее автомобиль. Но россияне еще слишком недоверчивы,
чтобы выкупать автомобиль, еще не видя его, не потрогав
и не подержавшись за руль.
Представители "Сигма-Моторс" и "Адамс-Моторс"
к вышесказанному добавили, что, помимо недоверчивости, нашего
потребителя от западного отличает географическая рассредоточенность.
По последним статистическим данным, в России имеют доступ
в Сеть около 6 млн человек. Отнимите от них непостоянных
пользователей, от оставшихся - неплатежеспособных и незаинтересованных
в покупке автомобиля и, оставьте только тех, кто проживает
в северной столице. Получается совсем не много. А при повальной
массовой безграмотности, да при всех недоработках отечественной
сетевой системы, и от этого количества практически ничего
не останется.
Генеральный директор "Петерлинк-веб"
Юрий Степанов ответил нам на вопрос: с какой целью вообще
Интернет-провайдеры разрабатывают и запускают в действие
виртуальные магазины? Оказалось, что создание таких сайтов
в первую очередь имеет целью не именно продажу товара через
Паутину, а его продвижение с возможностью доставки. Вот
этой возможностью и пользуется потребитель, заказывая книги,
рыболовные крючки или форфоровые сервизы на сайтах разных
компаний.
Что же касается автомобиля, то в России время
его активной реализации через Интернет, видимо, только наступает.
Но это уже дает повод надеяться на то, что когда-нибудь,
может быть, наши внуки...
|