|
Opel Corsa: городской бродяга
Проблема
парковки в крупных городах заставляет покупателей все чаще
обращать свои взоры в сторону автомобилей, основными достоинствами
которых являются маневренность и компактность. Данным критериям
в полной мере отвечает Opel Corsa, на протяжении долгих
лет являющийся одним из самых популярных малолитражных автомобилей
в Европе.
Почему у нас непопулярны первые Corsa?
Безусловно, наибольший интерес вызывает третья
модификация этой самой маленькой модели в линейке Opel.
Ее официальные продажи в России начались лишь в апреле текущего
года, и в нашем журнале мы уже знакомили читателей с ее
техническими характеристиками (см. "Лучший Выбор"
№ 3 2001 г.). Потому сегодняшний наш рассказ будет посвящен
предшествующим версиям Corsa, которые, как это ни парадоксально,
не пользовались в России должным потребительским спросом.
Эксперты объясняют данный факт тем, что в
начале 90-х годов, когда наметился массовый ввоз иномарок
на просторы бывшего СССР, потенциальных покупателей интересовали
либо очень дешевые автомобили, либо достаточно дорогие и
престижные. Наша героиня не попала ни под один из этих критериев.
Дело в том, что второе поколение Opel Corsa, с заводским
индексом "В", появилось на свет в 1993 году и,
как всякая новая модель, стоила несколько больше, чем ее
подержанные "одноклассники". Corsa первого поколения
(а значит, "А") к тому времени несколько морально
устарела, однако в ценовой нише позиционировалась с такими
более "старшими" по классу моделями, как Opel
Kadett или VW Golf, которым в итоге и отдавали предпочтение
российские покупатели "секонд хэнда".
Началось все с "А"
Первая Corsa от компании Opel вышла за ворота
завода в Испании в сентябре 1982 года, а уже в марте 1983-го
началось ее производство на родине - то есть в Германии.
До своего обновления автомобиль предлагался в вариантах
кузова 3- и 5-дверный хэтчбеки, а также 4-дверный седан.
Вначале все машины оснащались моторами мощностью
45, 55 и 70 л. с. В сентябре 1985 года в гамме двигателей
появился 60-сильный агрегат объемом 1,3 л с каталитическим
нейтрализатором. Август 1987 года ознаменовался началом
производства дизельных моторов рабочим объемом 1,5 л мощностью
50 л. с., а через 4 года на Corsa А стали устанавливать
67-сильный 1,5-i-Turbodiesel, также с катализатором. "Карьера"
Corsa первого поколения завершилась в марте 1993 года, когда
инженеры Opel заменили ее модернизированной версией Corsa
В. За почти 11-летнюю историю данной модификации автомобиля
произошло еще одно пожалуй, самое яркое событие: появление
в мае 1988 года суперзаряженной спортивной "родственницы"
GSi с мотором 100 л. с., которую специалисты относят к редкому
(особенно у нас) подвиду "спортивных городских машин".
Продолжение по имени "В"
Как мы уже говорили, в России Opel Corsa А
- гость, прямо-таки скажем, крайне редкий. Если сегодня
и увидишь объявление о продаже данной модели, то наверняка
это будет второе поколение немецкого "малыша".
Выпуск Corsa В начался в 1993 году на опелевских
заводах в Айзенахе (Германия) и Сарагосе (Испания). Автомобиль
стал типичным представителем модной в то время эпохи биодизайна.
Чисто внешне он изменился несильно - просто его очертания
стали более плавными и круглыми. Как и прежде, был предложены
варианты 3- и 5-дверного хэтчбеков, а чуть позже (но об
этом мало кто знает) свет увидел седан - прямой выходец
одного из отделений концерна General Motors (куда, кстати,
входит Adam Opel AG). Немецкие дизайнеры слегка подретушировали
"внешность" Corsa В, и в первую очередь это заметно
по несколько изменившимся бамперам, молдингам и кузовной
облицовке. Из других "ноу-хау" второй модели можно
отметить изменение геометрии передней подвески, усовершенствование
гидроусилителя руля и системы управления двигателем. В линейке
Opel Corsa В существовал универсал бразильской сборки, который
в Европе - и, в часности, в России - практически неизвестен.
Здесь следует напомнить, что официальных поставок Corsa
первого и второго поколений в нашу страну не было, поэтому,
выбирая машину, не надо тешить себя надеждой, что вам попадется
специально адаптированный к российским дорожным условиям
вариант. Из наиболее часто встречающихся хэтчбеков предпочтение
лучше отдать 3-дверной модификации, которая, по сравнению
с 5-дверной, имеет более прочный кузов.
С уществует
несколько вариантов комплектации Opel Corsa: City - самая
простенькая и дешевая; Swing - наиболее распространенная
и повседневная; Sport - вариант для энергичных водителей;
CDX - имеет наиболее полный перечень опций, поставляемых
в "стандарте"; Joy - молодежный вариант. Кроме
этого, немцы традиционно любят производить так называемые
"перекрестные" комплектации, каждой из которых
впоследствии присваивается название типа "CDX Joy".К
чемпионату мира по футболу во Франции (1998 г.) специально
была выпущена партия "World Cup". Все входящие
в нее автомобили имели в штатной комплектации ABS, гидроусилитель
руля, тахометр, автомагнитолу, люк в крыше и 14-дюймовые
колеса. Причем для "футбольной" партии такой "пакет"
обходился намного дешевле (на 1520 марок), чем заказанный
в другое время для обычной версии Corsa. По желанию покупателя,
на автомобиль устанавливали АКПП (только с двигателем 1,4
л), наружные электрозеркала с подогревом, люк в крыше с
электроприводом, кондиционер, ABS, литые диски, обшитый
кожей руль, тонированные стекла, ЦЗ, передние электростеклоподъемники,
более дорогую аудиосистему. Согласитесь, что для городской
малолитражки выбор - более чем внушительный.
В дверях Opel Corsa В установлены элементы
пассивной безопасности - двойные стальные брусья. В передней
части - датчики столкновения, приводящие в действие аэрбег
и систему преднатяжения ремней безопасности; в отдельный
датчик снимает все блокировки центрального замка. В комплект
безопасности автомобиля входит также электронное противоугонное
устройство, которое управляется штатным ключом через замок
зажигания. Спинка заднего сиденья может перемещаться вокруг
нижней оси крепления, меняя угол своего наклона и увеличивая
полезный объем багажника (с 260 до 1050 л). Последний, кстати,
не так уж и велик, чтобы использовать автомобиль для транспортировки
в город дачного урожая. Компактный "горожанин"
Corsa изначально не претендовал на лавры семейного автомобиля,
а потому у инженеров Opel и мысли не было оснастить его
конструкцию большим грузовым отсеком.
Зато вряд ли кто может назвать Corsa тесным
автомобилем. Быть может, не совсем комфортными покажутся
посадка-высадка на заднее кресло через переднюю дверь (речь
идет о 3-дверном хэтчбеке), однако разместиться там смогут
двое далеко не самых худосочных мужчин, при этом совершенно
не жалуясь на недостаток места в ногах и над головой. Расположиться
на передних сиденьях можно и вовсе с изрядной долей удобства.
Регулировка положения спинок кресел на обследованной нами
версии "Sport 1.4" оказалась хотя и механической,
однако каких-либо проблем данная операция не вызвала. Большие
стекла обеспечивают вполне приличную обзорность. Узкий дисплей
мягко-оранжевого цвета, расположенный над центральной консолью,
всегда подскажет вам, на какую FM-волну настроена штатная
магнитола Philips, какова температура "за бортом"
автомобиля, а также точное московское время. Полукруглый
козырек передней панели приборов выглядит этаким пухлым
"наростом", однако достаточно эффективно прикрывает
шкалы приборов от попадания солнечных лучей. Неплохо продумана
и конструкция перчаточного ящика. Сама ниша, быть может,
недостаточно объемна, зато откидывающаяся крышка в горизонтальном
положении моментально превращается в 2 подстаканника.
Превращение в "ракету"
В начале своего повествования мы обратили
внимание читателей на то, что в семействе Opel Corsa первых
годов выпуска присутствовала заряженная спортивная версия
GSI. Надо сказать, что подобные "карманные ракеты"
есть практически у всех европейских автокомпаний, специализирующихся
на массовом производстве. Рецепт их создания прост: за основу
берется компактный городской автомобиль длиной менее 4 метров,
обычно с 3-дверным кузовом типа хэтчбек. Под капот устанавливается
мощный 16-клапанный мотор - как правило, заимствованный
у "старшей" по классу модели. Передаточные числа
в КПП делаются покороче, амортизаторы и пружины - пожестче,
стабилизаторы поперечной устойчивости - потолще. Далее,
по желанию, добавляются спойлеры, широкоразмерные покрышки,
литые диски и прочие "спортивные" атрибуты. В
соответствии с этой схемой скромная на вид дамская Corsa
превратилась в маленькую "ракету" Corsa GSI.
Проехав за рулем этого небольшого, но грамотно
доведенного до ума автомобильчика, ловишь себя на мысли
о неправомерности суждения о Corsa как о нечто среднем между
автомобилем и мягкой игрушкой. Как только вы начинаете осознавать,
что "сотню" маленький Opel "делает"
за какие-то 10 секунд, то вдруг понимаете: так быстро компакт-класс
ездить не должен. Однако реальный нрав GSI говорит абсолютно
о противоположном, что не может не радовать.
3 -дверная
Corsa GSI напоминает уменьшенный в масштабах Grand Tourismo.
Причем и оснащена "немка" вполне достойно - не
хватает разве что кожаных вставок в интерьере. Однако, сделав
соответствующий заказ, можно удовлетворить и это пожелание.
На ровных и относительно свободных от транспорта
магистралях GSI способна проявить себя как нельзя лучше.
С твердым постоянством прижимая педаль газа к полику, замечаешь,
как передние колеса, вращаемые 106-сильным 16-клапанным
мотором, что называется, выдергивают автомобиль на прямую.
Стрелка тахометра моментально достигает "красной"
зоны. Быстрое переключение "коротких" передач
не ведет к большой потере оборотов. Чтобы сорвать GSI в
занос, надо приложить максимум усилий. Широко расставленные,
расположенные почти по углам кузова колеса придают опелевской
"карманной ракете" вид камчатского краба, которого
нелегко сбить с намеченного курса.
В производстве "заряженных" городских
машин особенно преуспели итальянские автокомпании. Многие
из производимых ими турбированных версий имеют под капотом
никак не менее 150 "лошадей". Однако не секрет,
что в подавляющем большинстве эти "автоделикатесы"
до российского рынка не доходят, и причиной тому - требовательность
"спортсменов" к качеству дорог и используемого
топлива. Что же касается Opel Corsa GSI, то этот автомобиль
получил российский сертификат соответствия в конце 1997
года. Как бы то ни было, желающие иметь подобные машины
смогут добиться своего, поискав требуемое на авторынках
Западной Европы. Водить "ракету" - удовольствие,
понятное разве что подготовленному водителю. Покупать -
все равно, что из всех итальянских спорткаров предпочесть
Lamborghini.
Что душе угодно
Гамму предлагавшихся к установке на Opel Corsa
силовых агрегатов можно назвать более чем впечатляюще -
около 20 модификаций различного объема (от 1,0 до 1,6 л),
с разным количеством клапанов на цилиндр, мощностью (от
45 до 106 л. с.), отсутствием или наличием катализатора,
карбюраторные и инжекторные - иными словами, покупателю
"малыша" предлагалась полная свобода выбора, что
стимулировало спрос на эту модель.
В большинстве своем двигатели Corsa - 4-цилиндровые,
установлены спереди, поперечно направлению движения. В 1997
году в Женеве инженеры Opel продемонстрировали 3-цилиндровый
бензиновый мотор рабочим объемом 1,0 л мощностью 54 л. с.
(индекс Х10ХЕ), который, за свои технические характеристики
получил неплохую оценку экспертов.
Двигатели Corsa шли как в варианте ОНС (с
распредвалом, расположенном сверху), так и в версии OHV
(с верхнерасположенными клапанами). Первый тип сконструирован
по принципу поперечного потока. Говоря другими словами,
свежая горючая смесь всасывается с одной стороны, а выхлопные
газы выбрасываются с противоположной через выхлопную систему.
Все моторы с рабочим объемом цилиндров от 1,3 л и выше -
типа ОНС. Распредвал находится в головке блока цилиндров,
которая выполнена из легкого металла. Он приводится в действие
от коленчатого вала через зубчатый ремень и, в свою очередь,
через коромысла приводит в действие отвесные впускные и
выпускные клапаны. Гидравлические компенсаторы клапанных
зазоров автоматически регулируют величину зазора. Для приготовления
горючей смеси использовались либо карбюратор (Weber 32 TL,
Pierburg 1В1), либо электронная система впрыска топлива
(Bosch Motronic, Delphi Multec), которые способны работать,
как правило, не требуя обслуживания. По свидетельству специалистов
фирменного сервиса, впрысковые системы Corsa довольно лояльно
относятся к качеству российского бензина, и порой не одну
сотню тысяч километров могут "употреблять" Аи-92,
заправляясь подчас не на самых фешенебельных АЗС. Здесь
стоит отметить, что вышесказанное характерно и для других
моделей компании Opel. Однако это совсем не значит, что
можно бесконечно заливать в топливный бак Corsa подозрительно
дешевую горючую смесь неизвестно какого октанового числа.
Как говорится, всему есть предел.
В
модели Corsa B, в отличие от предшественницы, система управления
двигателем, то бишь зажиганием и впрыском топлива, устроена
по-новому. Современная микросхемная технология позволила
уместить блок управления в плоскую коробочку размером чуть
меньше бухгалтерского калькулятора. Ее разместили не в салоне
автомобиля, а непосредственно на двигателе. Кроме того,
на этой модели инженеры применили индивидуальные катушки
зажигания, надеваемые прямо на свечи. В результате абсолютно
лишними стали многие провода и контакты, заметно снизилась
вероятность типичных дефектов и помех в системе электрооборудования.
Свечи зажигания с двумя "массовыми" электродами
требуют замены лишь через 50-60 тыс. км пробега, поэтому
встречались случаи, когда автовладелец успел расставаться
с Corsa, так и не проделав эту операцию. Вообще, если говорить
об электрооборудовании нашей героини, можно охарактеризовать
его как вполне надежное. Стартер и генератор расположены
высоко над дорогой; как правило, имеют защиту, а посему
российская грязь им практически не страшна. Что касается
непосредственно проводки и разъемных контактов, то все зависит
от того, откуда автомобиль пригнали в Россию. Если из Германии,
с ее континентальным климатом, то шансов сохранности проводки
больше, нежели если бы автомобиль колесил по влажным и соленым
магистралям Голландии.
Специалисты, занимающиеся ремонтом автомобилей
марки Opel, говорят, что при надлежащем уходе и прохождении
плановых ТО моторы Corsa верой и правдой прослужат более
300 тыс. км пробега. При этом надо помнить, что замена ремня
ГРМ в наших условиях должна производиться с периодичностью
раз в 60-70 тыс. км, моторного масла - через каждые 10 тыс.
км. Что касается сорта заливаемого в двигатель масла, желательно,
чтобы он был повыше. Однако опыт эксплуатации Opel Corsa
в странах Европы показывает, что автомобиль за милую душу
поглощает и недорогую "минералку". Как говорят
автомеханики, если машине вполне достаточно 15W40, зачем,
в таком случае, баловать ее 5W40?. Правда в этих словах
есть, но, учитывая наши морозы, следует иметь в виду, что
минеральные масла отнюдь не способствуют легкому запуску
двигателя при температуре ниже -20 градусов. Та же "полусинтетика"
для этих целей подходит куда более лучше.
У дизельных двигателей замену масла автопроизводитель
рекомендует осуществлять через каждые 12 месяцев, однако
если за это время пробег составил более 7500 км, то срок
замены смазки сокращается. В качестве моторов, работающих
на солярке, для Corsa второго поколения были предложены
1,7-литровый дизель мощностью 60 л. с., а также 1,5-литровый
67-сильный турбодизель. Сказать что-либо конкретное о работе
этих моторов в наших условиях не очень просто, поскольку
дизельные Corsa у нас встречаются намного реже бензиновых.
Для саморазвития можно уяснить, что данные агрегаты - тоже
4-цилиндровые, рядные, поперечно расположенные. Цилиндры
не имеют заменяемых гильз, и при необходимости их можно
расточить. После расточки, как правило, требуются поршни
большего размера.
Опуская нюансы работы дизельного двигателя,
стоит сказать, что перед тем, как топливо поступает в ТНВД,
оно проходит через топливный фильтр, в котором (зная нашу
солярку) остаются механические загрязнения и вода. Поэтому
особенно важно менять фильтр в соответствии с предписанием
завода-изготовителя (через каждые 15 тыс. км или при меньшем
пробеге, но не позже 2 лет).
Здесь вам не Easytronic
Одной
из главных особенностей Opel Corsa третьего поколения является
наличие современной трансмиссии Easytronic, которая, в отличие
от привычной автоматической КПП, не имеет гидротрансформатора.
По сути, это механическая коробка передач, способная работать
в режиме "автомата" и при этом не отбирать мощность
у двигателя. И не специалисту понятно, насколько идеально
данная конструкция трансмиссии подходит для езды в городских
условиях, изобилующих частыми остановками и троганиями с
места.
Однако Easytronic появилась на Corsa лишь
недавно, и рассматриваемые модели первых двух поколений
с ней, естественно, знакомы не были. В редких случаях автомобиль
комплектовали автоматической КПП. Как правило, она устанавливалась
по заказу и только на версии с двигателем 1,4 л. Управление
"автоматом" осуществляется посредством электроники.
Коробка имеет 4 скорости и 3 режима эксплуатации: экономичный,
спортивный и зимний. Дополнительно предусмотрен специальный
режим - для пуска автомобиля зимой.
Подавляющее большинство Opel Corsa тех лет
шли с 5-ступенчатой механической КПП. По отзывам автовладельцев,
коробка прекрасно подходит к любому из предлагаемых моторов:
она позволяет легко переключать передачи и дает возможность
двигателю резво ускоряться. Используемая в МКПП смазка -
не что иное, как обыкновенное трансмиссионное масло вязкостью
75W90, замену которого рекомендуется производить через каждые
50-60 тыс. км пробега. Места возможной утечки масла из коробки
- те же, что и в других иномарках. При покупке машины нелишне
будет осмотреть болт заливного отверстия, карданный вал
КПП, а также место соединения картера сцепления с коробкой
передач. Контроль масла (каждые 20 тыс. км) и его доливка
осуществляются через заливное отверстие, которое расположено
на правой стороне КПП, на высоте уровня масла.
Есть где развернуться
Если маленькие размеры Opel Corsa и имеют
какие-либо недостатки, но только не те, что негативно отражаются
на управляемости. 13-дюймовые (165/70 R13, 145 R13) колеса
довольно охотно выполняют команды рулевого колеса с ГУР
и способны развернуть 3,7-метровый автомобиль на полоске
дороги шириной 10,5 м. Все маневры желательно делать на
ровной поверхности или предельно близкой к таковой. 14-дюймовый
дорожный просвет "малыша" Corsa хоть и превышает
на один сантиметр клиренс псевдоспортивного купе Opel Tigra,
однако он вряд ли спасет днище автомобиля при не слишком
аккуратном вождении.
Удары по днищу ничего хорошего автомобилю
не сулят. Кроме ускоренного "убивания" элементов
подвески вы рискуете очень быстро вывести из строя рулевую
рейку и наконечники рулевых тяг, которые в щадящем режиме
езды "ходят" в среднем 30-40 тыс. км пробега.
Рейка поставляется автопроизводителем отдельным узлом, который
может быть перебран в заводских условиях. Российские Кулибины
готовы взяться и за эту операцию, однако опыт показывает,
что восстановленная в гараже у дяди Васи рулевая рейка служит
не очень долго.
Как правило, передние колеса должны иметь
положительное схождение, так как они, из-за развала и сопротивления
качению, стремятся "разбежаться" вследствие люфта
в подшипниках, подвеске и шарнирах поперечных тяг. Положительное
схождение компенсирует стремление передних колес "разбежаться".
Они устанавливаются таким образом, чтобы спереди были немного
ближе друг к другу, чем сзади. Однако в переднеприводном
Opel Corsa направленная сзади движущая сила стремится сдвинуть
вместе переднюю часть колес. По этой причине в Corsa должно
быть установлено отрицательное схождение колес. Оно означает,
что расстояние между передними частями колес немного больше,
чем между задними - если измерять его по центру колеса.
В отличие от Opel Corsa А, второе поколение
автомобиля получило усовершенствованный усилитель руля (за
отдельную плату): электродвигатель постоянного тока (12В,
45А), который связан с рулевым валом червячной передачей.
Им управляет микропроцессор, получая сигналы датчиков скорости,
оборотов двигателя и крутящего момента на рулевом валу.
Благодаря этому эффект усиления точно соответствует совершаемому
маневру.
Несколько изменена в Corsa В геометрия передней
подвески. Считается, что после этого автомобиль стал послушнее
в критических ситуациях. Передние концы растяжек установлены
в гидроопорах: они уменьшают шум при работе подвески, делают
рулевое управление менее восприимчивым к внешним толчкам
и дисбалансу колес.
Шасси Opel Corsa не отличается какой-либо
навороченностью конструкции: несущий кузов, спереди - продольные
и поперечные рычаги, амортизационные стойки, стабилизатор
поперечной устойчивоти; задний мост с подвеской колес на
соединенных продольных рычагах, телескопические амортизаторы.
В поперечной балке находится дополнительный стабилизатор.
Продольные рычаги задней подвески прикреплены к кузову резино-металлическими
втулками. Как показал опыт эксплуатации Opel Corsa, такая
нехитрая схема подвески вполне обеспечивает маленькому и
легкому (снаряженная масса - 895 кг) автомобилю неплохие
ходовые качества. Многорычажная схема подвеки, возможно,
и повысила бы ее технические возможности, однако это неминуемо
привело бы к заметному подорожанию компактной Corsa. Из
наиболее характерных неисправностей шасси, которые обнаруживаются
в первую очередь, следует выделить возможный выход из строя
сайлент-блоков, шаровых опор, стоек стабилизатора (чаще,
их резинок), а также износ амортизаторов и винтовых пружин.
На последний фактор в основном влияет традиционная привычка
российских водителей перевозить в багажнике максимум грузов
- как правило, в направлении заветных "шести соток",
подъездные дороги к которым не везде существуют.
Гидравлическая тормозная система Opel Corsa
состоит из дисковых (с двигателем 1,6 л - вентилируемых)
тормозов передних колес, барабанных тормозов - задних и
главного тормозного цилиндра. Система делится на 2 диагональных
контура: один действует на колеса спереди - справа /сзади
- слева, а второй спереди - слева/ сзади - справа. Этим
обеспечивается торможение переднего колеса и противоположного
заднего при отказе одного контурного. Ручной тормоз действует
через тросовый привод на тормозные колодки задних колес.
Схема, как видите, ничем не выдающаяся, классическая, что
только подтверждает ее надежность при нормальных условиях
эксплуатации автомобиля и должном внимании к механизмам
и узлам системы. Передние тормозные колодки ходят в среднем
более 30 тыс. км пробега, задние - в 2-2,5 раза дольше.
Годовое обслуживание подержанного Opel Corsa, без учета
заправки топливом, обходится в 200-300 долларов.
Андрей ИВАНОВ
Благодарим за консультационную поддержку
компанию "Лаура" (офиц. дилер GM и Opel), а также
магазин транспортной книги "Алфамер Паблишинг".
|