|
Третья Международная
С 15 по 29 мая 1910 года в Петербурге
проходила III Международная автомобильная выставка. Михайловский
манеж в очередной раз стал местом демонстрации достижений
мирового автомобилестроения.
О
проведении III Международной автомобильной выставки в Михайловском
манеже петербуржцы узнали заблаговременно. Накануне ее открытия
во многих городских газетах появились объявления, приглашавшие
зрителей на показ "новейших моделей автомобилей известных
фирм". Торжественное открытие выставки намечалось на
11.30 утра, а для публики она открывалась в два часа дня
15 мая 1910 года. В остальные дни выставка работала с 11
часов утра до 11 вечера. Билет стоил 15 мая 3 рубля, а в
остальные дни - 1 рубль 10 копеек. Учащиеся могли платить
только половину. Если приходили посмотреть на новинки автомобильной
техники экскурсионные группы школьников и студентов со своими
руководителями, то с них брали всего лишь по 25 копеек.
У самого входа на выставку стояли два аэроплана
- "Россия", 1-го Воздухоплавательного общества,
и французский "Блерио". Самолеты на автомобильной
выставке появились потому, что авиация и автомобилизм развивались
одновременно, и эти два направления покорения пространства
в сознании людей были неразделимы.
Гвоздем выставки, по признанию петербургских
газет, были стенды с автомобилями германских фирм Benz и
"Гагенау". "Фирма Benz славится своими выносливыми
автомобилями, предназначенными как для городской езды, так
и для дальних путешествий. Кроме этого, все существующие
рекорды установлены на автомобилях Benz", - рассказывал
"Петербургский листок" 16 мая 1910 года. Одна
из выставленных фирмой Benz машин на испытаниях в Америке
развила скорость 212 км/час.
40-сильный лимузин можно было купить прямо
на выставке за 11,5 тысячи рублей. Автобус этой же фирмы,
рассчитанный на перевозку 20 человек и "устроенный
по типу вагонов железной дороги", стоил 9,5 тысячи
рублей. "Таких автобусов по России ездит уже 40 штук",
- отмечали газеты. Тут же был выставлен и грузовик Benz
с 40-сильным двигателем грузоподъемностью 800 пудов. Эти
грузовики состояли на вооружении германской армии.
Германская фирма Mercedes также принимала
участие в III Международной автомобильной выставке в Петербурге.
В разделе легковых машин в России ее представляла петербургская
фирма "Брейтингам", а в разделе грузовиков - АО
"Тильман". На десятый день выставки было продано
уже 3 автомобиля Mercedes разных моделей. Один из них купил
флигель-адьютант царя В. В. Свечин, другой - барон фон Мекк
за 13 тысяч рублей, а третий - сахаропромышленник П. Харитоненко
за 17,8 тысячи рублей. Модели Mercedes 1910 года отличались
особым наклоном руля и специальным карбюратором.
Всего на выставке экспонировалось более 50
автомобилей. Самую большую экспозицию (210 кв. м.) занимали
германские фирмы Benz и "Гагенау". На чуть меньшей
площади - 200 кв. м располагалась продукция "Руссо-Балта".
Особым вниманием посетителей выставки пользовались
автомобильные сани "Rene Le Grain", выигравшие
Большой приз французского автомобильного клуба. Это был
первый автомобиль, приспособленный для езды на полозьях
со скоростью 20 верст в час. Кроме него, в одном из углов
манежа стояли автомобильные сани отечественного изобретателя
Ианиди. "Эти сани можно назвать тихоходами, так как
по снегу они шагают на своих лыжах", - отмечала "Петербургская
газета".
Отечественная продукция, как уже было сказано
выше, на этой выставке была представлена "Руссо-Балтами",
а также изделиями Товарищества Российско-американской резиновой
мануфактуры (ТРАМ). "Шины "Треугольник",
на которых курсируют в Петербурге все таксомоторы, славятся
своей прочностью. В испытаниях на прочность шин в 1909 году
в Париже на дистанцию 3 тысячи км они получили Большой приз",
- рассказывали газеты.
Окинув взглядом экспонаты можно было отметить,
что продукция русских заводов успешно конкурирует с иностранной.
"Шины, гудки, фонари, отдельные автомобильные части
теперь выделываются и в России", - констатировали знатоки
автомобильного дела.
Кроме всего прочего, иностранные фирмы выставили
и специальные автомобили для русских дорог, "отличающиеся
высоким ходом колеса (1020х120 мм). К середине выставки
из Франции привезли грузовик "Де Дион Бутон".
Эта фирма привезла также макет шасси в разрезе, лимузины,
дубль-фаэтоны и один гоночный автомобиль.
Многие городские газеты удивлялись, что на
автомобильной выставке зачем-то были расставлены киоски
с вещами, не имеющими ничего общего с автомобилизмом, как
то: консервами, игрушками и прочим. Но это оказалось не
просто так. К примеру, кубики "Магги" были "полезным
продуктом во время путешествия на автомобиле. Через 2-3
минуты в дороге можно иметь вкусный и крепкий бульон",
- так гласила реклама.
Чем закончился III Международная автомобильная
выставка 1910 года, к сожалению, неизвестно. Газеты писали,
что она была очень удачной и "весьма охотно посещаемой
публикой". Автомобильные фирмы тоже остались довольными,
так как было продано много машин. О наградах выставки газеты
обещали сообщить "на днях", однако так и не сделали
этого. Виной тому, очевидно, были более интересные события:
гонки на 1 версту 24 мая 1910 года на приз журнала "Автомобиль"
(о которых мы рассказывали в № 8 нашего издания) и автопробег
Петербург - Киев - Москва - Петербург: о нем мы расскажем
в ближайшем номере журнала.
Фото из ЦГАКФФФД
Михаил Пазин
|