Экскурс в историю

# 11 (67) июнь 2001 г.

Третья Международная

С 15 по 29 мая 1910 года в Петербурге проходила III Международная автомобильная выставка. Михайловский манеж в очередной раз стал местом демонстрации достижений мирового автомобилестроения.

Группа посетителей выставки у автобуса и легковых машинО проведении III Международной автомобильной выставки в Михайловском манеже петербуржцы узнали заблаговременно. Накануне ее открытия во многих городских газетах появились объявления, приглашавшие зрителей на показ "новейших моделей автомобилей известных фирм". Торжественное открытие выставки намечалось на 11.30 утра, а для публики она открывалась в два часа дня 15 мая 1910 года. В остальные дни выставка работала с 11 часов утра до 11 вечера. Билет стоил 15 мая 3 рубля, а в остальные дни - 1 рубль 10 копеек. Учащиеся могли платить только половину. Если приходили посмотреть на новинки автомобильной техники экскурсионные группы школьников и студентов со своими руководителями, то с них брали всего лишь по 25 копеек.

У самого входа на выставку стояли два аэроплана - "Россия", 1-го Воздухоплавательного общества, и французский "Блерио". Самолеты на автомобильной выставке появились потому, что авиация и автомобилизм развивались одновременно, и эти два направления покорения пространства в сознании людей были неразделимы.

Гвоздем выставки, по признанию петербургских газет, были стенды с автомобилями германских фирм Benz и "Гагенау". "Фирма Benz славится своими выносливыми автомобилями, предназначенными как для городской езды, так и для дальних путешествий. Кроме этого, все существующие рекорды установлены на автомобилях Benz", - рассказывал "Петербургский листок" 16 мая 1910 года. Одна из выставленных фирмой Benz машин на испытаниях в Америке развила скорость 212 км/час.

40-сильный лимузин можно было купить прямо на выставке за 11,5 тысячи рублей. Автобус этой же фирмы, рассчитанный на перевозку 20 человек и "устроенный по типу вагонов железной дороги", стоил 9,5 тысячи рублей. "Таких автобусов по России ездит уже 40 штук", - отмечали газеты. Тут же был выставлен и грузовик Benz с 40-сильным двигателем грузоподъемностью 800 пудов. Эти грузовики состояли на вооружении германской армии.

Германская фирма Mercedes также принимала участие в III Международной автомобильной выставке в Петербурге. В разделе легковых машин в России ее представляла петербургская фирма "Брейтингам", а в разделе грузовиков - АО "Тильман". На десятый день выставки было продано уже 3 автомобиля Mercedes разных моделей. Один из них купил флигель-адьютант царя В. В. Свечин, другой - барон фон Мекк за 13 тысяч рублей, а третий - сахаропромышленник П. Харитоненко за 17,8 тысячи рублей. Модели Mercedes 1910 года отличались особым наклоном руля и специальным карбюратором.

Всего на выставке экспонировалось более 50 автомобилей. Самую большую экспозицию (210 кв. м.) занимали германские фирмы Benz и "Гагенау". На чуть меньшей площади - 200 кв. м располагалась продукция "Руссо-Балта".

Особым вниманием посетителей выставки пользовались автомобильные сани "Rene Le Grain", выигравшие Большой приз французского автомобильного клуба. Это был первый автомобиль, приспособленный для езды на полозьях со скоростью 20 верст в час. Кроме него, в одном из углов манежа стояли автомобильные сани отечественного изобретателя Ианиди. "Эти сани можно назвать тихоходами, так как по снегу они шагают на своих лыжах", - отмечала "Петербургская газета".

Отечественная продукция, как уже было сказано выше, на этой выставке была представлена "Руссо-Балтами", а также изделиями Товарищества Российско-американской резиновой мануфактуры (ТРАМ). "Шины "Треугольник", на которых курсируют в Петербурге все таксомоторы, славятся своей прочностью. В испытаниях на прочность шин в 1909 году в Париже на дистанцию 3 тысячи км они получили Большой приз", - рассказывали газеты.

Окинув взглядом экспонаты можно было отметить, что продукция русских заводов успешно конкурирует с иностранной. "Шины, гудки, фонари, отдельные автомобильные части теперь выделываются и в России", - констатировали знатоки автомобильного дела.

Кроме всего прочего, иностранные фирмы выставили и специальные автомобили для русских дорог, "отличающиеся высоким ходом колеса (1020х120 мм). К середине выставки из Франции привезли грузовик "Де Дион Бутон". Эта фирма привезла также макет шасси в разрезе, лимузины, дубль-фаэтоны и один гоночный автомобиль.

Многие городские газеты удивлялись, что на автомобильной выставке зачем-то были расставлены киоски с вещами, не имеющими ничего общего с автомобилизмом, как то: консервами, игрушками и прочим. Но это оказалось не просто так. К примеру, кубики "Магги" были "полезным продуктом во время путешествия на автомобиле. Через 2-3 минуты в дороге можно иметь вкусный и крепкий бульон", - так гласила реклама.

Чем закончился III Международная автомобильная выставка 1910 года, к сожалению, неизвестно. Газеты писали, что она была очень удачной и "весьма охотно посещаемой публикой". Автомобильные фирмы тоже остались довольными, так как было продано много машин. О наградах выставки газеты обещали сообщить "на днях", однако так и не сделали этого. Виной тому, очевидно, были более интересные события: гонки на 1 версту 24 мая 1910 года на приз журнала "Автомобиль" (о которых мы рассказывали в № 8 нашего издания) и автопробег Петербург - Киев - Москва - Петербург: о нем мы расскажем в ближайшем номере журнала.

Фото из ЦГАКФФФД

Михаил Пазин

AutoBanner.ru 468x60
AutoBanner.RU
TopList