|
Интерпол борется с угонами
Италия - европейский лидер по количеству
угоняемых автомобилей - похоже, стремится покончить с этой
проблемой. Официальные власти страны передали в международный
банк данных, действующий в рамках Интерпола, так называемый
информационный массив по похищенным машинам. Как свидетельствует
статистика, Россия представляет собой один из самых емких
рынков сбыта таких автомобилей.
Итальянцы не первые, кто предоставил подобную
информацию в Интерпол. Еще в 1998 году с аналогичной идеей
выступила Германия. Тогда на внутреннем российском рынке
за год было обнаружено около 4 тыс. угнанных в ФРГ машин,
что оказалось в 10 с лишним раз больше, чем находили до
тех пор. По сообщению Владимира Апульцина, замначальника
НЦБ Интерпола, в правоохранительных органах России имеются
данные о почти 1,4 млн автомашин, угнанных за пределами
нашей страны. В настоящее время на обмен сведениями по украденным
транспортным средствам приходится до 40% всего информационного
потока, проходящего по каналам Интерпола. Торговля “криминальными”
автомобилями - прерогатива организованных преступных группировок,
которые имеют связи с подельниками и хорошо налаженную систему
сбыта из-за рубежа.
Сообщение о том, что честно купленная и зарегистрированная
по всем правилам иномарка находится в международном розыске,
горе-водитель может узнать на любом КПМ ГИБДД. Это значит,
что пострадает, в первую очередь, ничего не подозревающий
рядовой покупатель. Сотрудники Интерпола имеют на этот счет
свои объяснения. Дело в том, что по мере присоединения к
международному банку данных (его начали активно применять
в 1996 году), разные страны в разное время “вбрасывали”
собранную у себя информацию по автоугонам.
И что прикажете делать, если вас, честного
покупателя автомобиля, грубо говоря, надули? Первым делом,
советуют специалисты, необходимо добиться постановления
об отказе в возбуждении уголовного дела - оно выносится
органами предварительного дознания ОВД по месту задержания
автомобиля в ходе первичной проверки. В этом случае вы подтверждаете
свой статус как добросовестного приобретателя, и автомобиль
не изымается. Затем информация о машине направляется в региональный
филиал Интерпола. Чем раньше это произойдет, тем лучше:
по каналам Интерпола страну-инициатора розыска в оперативном
порядке уведомляют об обнаружении некогда пропавшего автомобиля.
К тому моменту право собственности, как правило, переходит
к страховой компании. Если в течение 6 месяцев владелец
не обращается в Генпрокуратуру с ходатайством о возврате
машины, она автоматически снимается с розыска. На практике
такое происходит примерно в 40% случаев. Объясняется это
тем, что механизм возврата детально не разработан (соответствующий
договор у нас пока подписан только со Швейцарией, но и он
не ратифицирован). Процесс возврата оказывается слишком
дорогим и хлопотным. Но даже если прежний автовладелец инициирует
такую процедуру, у нового сохраняется возможность отстоять
в суде свою собственность. За все время существования международного
банка данных Интерпола в нашей стране было обнаружено около
13 тыс. угнанных автомобилей. При этом на “родину” вернулись
лишь единицы.
|