Экскурс в историю

# 12 (68) 2001 г.

Автопробег Петербург - Москва

"Не только спортсменов-автомобилистов, но и обыкновенную публику интересует международный автопробег Петербург - Москва, назначенный в ночь с 18 на 19 мая", - рассказывала "Петербургская газета" 18 мая 1908 года.

Участники автопробега Петербург - Москва 1908 годаГоночный комитет волновало не только техническое состояние автомобилей, принимавших участие в гонках, но и состояние дорог, по которым пролегал маршрут автопробега. Для этого он собрал возможно подробные сведения о них. Оказалось, что от линии старта у Средней Рогатки до Ижоры дорога местами была очень колеистой, с колдобинами, но мосты были в хорошем состоянии. Далее, до Чудова автомобилистам предстояло преодолеть много небольших "подбрасывающих" мостов. Какая дорога была от Чудова до Новгорода и Бронниц, Гоночному комитету было неизвестно. От Бронниц до Крестов дорога была откровенно неважной. В самих Крестах плохая дорога, плюс к этому, изобиловала крутыми поворотами. Далее, до Валдая, дорога почти вся была засыпана для ее починки камнями, и изобиловала крутыми поворотами на спусках. От Валдая до Торжка спортсмены должны были преодолеть три железнодорожных переезда со шлагбаумами и четыре горбатых деревянных моста. В 32 верстах от Торжка их подстерегал крутой спуск к понтонному мосту. Это было самое опасное место на всей трассе. До самой Твери мосты были очень старыми, и, во избежание несчастных случаев, гонщикам предписывалось преодолевать их тихим ходом. От Твери до города Клин дорога была отличной; за Клином - хорошей, и только под Химками автомобилистов ожидал крутой поворот. "Таким образом, 1/5 пути спортсменам придется ехать с осторожностью", - констатировала газета.

Всего для участия в автопробеге записалось 29 спортсменов-любителей; в последний момент к ним присоединились еще 3, и общее число гонщиков возросло до 32 человек. Почти все они были иностранцами. Все участники ехали на своих машинах - что, впрочем, не помешало известным бизнесменам, братьям Рябушинским, владельцам автомобилей Mercedes и FIAT, нанять гонщиков-французов Бозардэ и Лескюра. Все автомобили для участия в автопробеге были разделены на пять категорий по количеству лошадиных сил их двигателей.

В автогонке Петербург - Москва принимала участие довольно пестрая коллекция импортных автомобилей самых различных марок: "Лорен-Дитрих", "Итала", FIAT, Mercedes, Benz, "Берлие", "Аргус", "Гумберт", "Даррак", "Клеман", "Наган" и другие известные и малоизвестные модели машин.

На 10 часов утра 18 мая 1908 года в Конногвардейском манеже был назначен техосмотр автомобилей. Его проводила техническая комиссия под руководством председателя Гоночного комитета Н. А. Носова. "Особое внимание комиссия обращала на наличие хорошего гудка, дабы во время гонки сигналы можно было хорошо слышать", - писала "Петербургская газета". Кроме этого, на автомобилях внимательно осматривали выхлопные трубы. Они не должны были направлены вниз, "так как тем самым во время хода автомобиля поднимается сильная пыль". Все машины были признаны годными для участия в автопробеге, и на них поставили пломбы. Техосмотр привлек в Конногвардейский манеж массу любопытствующей публики. "Среди них можно было увидеть нескольких владельцев велосипедных и автомобильных магазинов", - отмечали петербургские газеты.

Старт автопробегу был назначен у станции "Средняя" Царскосельской железной дороги - в том месте, где проходит Петербургское шоссе. Всем участникам состязания выдали особые книжки, которые они были обязаны предъявлять на контрольных пунктах "для подписи". Колону гонщиков сопровождал автомобиль-карета с флагом Красного Креста, в котором находился доктор с перевязочными средствами. Начиная от Павловска по шоссе, где имелось несколько крутых поворотов, были выставлены сигнальщики, поскольку дорожных знаков тогда не существовало.

Машины отправлялись в путь с 2-минутным интервалом, а поскольку старт был дан в 2 часа ночи, то последняя машина отправилась в дорогу в 3 часа утра. Автомобилистам предстояло проехать 661 версту до села Никольское, расположенного в 13 километрах от Москвы, где с 8 утра был оборудован финиш.

Автомобили в России были тогда еще в диковинку, и местным властям на всем протяжении маршрута автопробега был отдан приказ, чтобы обыватели не чинили спортсменам препятствий, не допускали никакого насилия и не портили шоссе. Из-за несносных дорог а вернее, несовершенства автомобильных шин - каждый гонщик брал с собой по 6 запасных покрышек; некоторым их оказалось недостаточно, так как постоянные разрывы и проколы стали настоящим бичом гонщиков. В Москву не дошел ни один автомобиль с целыми покрышками.

Тем временем в Гоночный комитет стали поступать первые сведения о ходе автопробега. Уже вскоре после старта, в 3 часа утра, гонщик Адальин на своем "Берлие" остановился на дороге из-за поломки машины. Через некоторое время то же самое случилось и с де'Баррасом, ехавшим на автомобиле марки "Ля Буир". Их обогнали выехавшие одними из последних автомобилисты Геронимус и Бучин.

Из Новгорода, второго контрольного пункта, жаловались на нехватку бензина для заправки в пути участников автопробега. Потом пришли сведения о том, что гонщик Дюре застрял в Вышнем Волочке, француз Бозардэ остановился около Ижоры, а у Чудова вышел из строя автомобиль Н. Рябушинского "Мерседес" (гонщик - Лескюр).

На финише первых участников гонки ждали уже с 8-ми утра, а к 10 часам там собралось довольно много народу. Все считали, что первым финишную черту пересечет автомобилист Демансо на своем "Дарраке", однако, сверх всякого ожидания, у финиша первым, в клубах пыли, появился гонщик Геммери на автомобиле "Бенц". Он прибыл на конечный пункт в 11 часов 47 минут, преодолев расстояние от Петербурга до Москвы за 8 часов 33 минуты. Вторым к финишу, через 11 минут, пришел призер прошлогоднего автопробега Демансо. Впрочем, он мог быть и первым, но недалеко от финиша у него неожиданно сломалось магнето.

В целом автопробег 1908 года Петербург - Москва прошел благополучно: санитарный автомобиль, ехавший позади гонщиков, не зарегистрировал ни одного несчастного случая. "Таким образом, эту гонку можно считать одной из самых удачных", - подвела итоги "Петербургская газета" 20 мая 1908 года.

Михаил Пазин
Фото из ЦГАКФФД

AutoBanner.ru 468x60
AutoBanner.RU
TopList