|
Моторная гонка Москва - Петербург
"Наступила весна, и автомобильные
общества приступили к своей деятельности. Первым на арену
выступило Московское автомобильное общество, устроившее
пробег на дистанцию в 660 верст между Москвой и Петербургом"
,- рассказывал 3 мая 1912 года "Петербургский листок".
Для
участия в моторной гонке были записаны 18 автомобилей различных
владельцев и конструкций: "Берлие", "Мерседес",
"Итала", ФИАТ, "Лорен-Дитрих", "Опель",
"Аргус", "Лаурин и Клеман", "Чальмерс",
Все машины, что называется, были приведены
в боевую готовность и снабжены всем необходимым в дороге:
запасными частями, шинами, бензином, маслом и т.д. Сами
участники автопробега были одеты в специальные дорожные
костюмы. Большинство машин было выкрашено в серый цвет.
Проводить участников автопробега Москва - Петербург в путь
собралось множество автолюбителей-москвичей.
Около трех часов ночи была дана команда садиться
по местам. В каждом автомобиле поместилось по 3-4 человека,
среди которых были и контролеры. Ровно в три часа ночи весь
кортеж, растянувшись более чем на версту, направился по
Тверской улице к Петербургскому шоссе, где и был дан старт.
Он представлял собой весьма красочное зрелище. Несмотря
на раннее время, на роду собралось очень много. Через каждые
две минуты автомобили один за другим, снимались со старта
и с быстротой курьерского поезда скрывались в кубах пыли.
От Москвы до Петербурга
По словам участников автопробега, дорога между
Москвой и Петербургом находилась в ужасном состоянии, но,
несмотря на это, все автомобили прошли эту дистанцию без
каких-то серьезных аварий.
К шести часам вечера 1 мая кортеж, растянувшись
на 15 с лишним верст, прибыл в Новгород, где была объявлена
ночевка.
На заре 2 мая 1912 года автомобили, выйдя
из Новгорода, направились в Петербург.
На встречу гостей
Петербургские автомобилисты решили устроить
гостям роскошную встречу. Более 50 машин выехало утром на
Московское шоссе. К часу дня питерские автомобилисты прибыли
в Ижору, где и расположились лагерем.
Около двух часов дня вдали показалось облачко
пыли, которое приближаясь, все увеличивалось. Наконец из
него показался быстро несущийся головной автомобиль, за
ним через несколько минут начали подъезжать и другие участники
мотогонки.
После обмена приветствиями весь кортеж двинулся
по Московскому шоссе на Забалканский проспект, а затем по
Морской улице проследовал в помещение Императорского Российского
автомобильного общества.
Запыленная кавалькада автомобилей привлекла
всеобщее внимание - горожане с любопытством смотрели на
забрызганных грязью автомобилистов. В помещении Автомобильного
общества всем участникам автопробега было предложено по
бокалу шампанского.
"Сегодня прибывших автомобилистов чествуют
банкетом у графа Орлова-Давыдова", - заканчивал свой
репортаж с автопробега "Петербургский листок".
Лидер автопробега
Лидером автопробега Москва - Петербург 1912
года стал гоночный автомобиль "Мерседес-35PS"
(на снимке). Эта модель известной германской фирмы начала
выпускаться еще с 1900 года и постоянно совершенствовалась.
Первый вариант "Мерседес-35PS" был гоночным автомобилем,
и только на его базе начали строить пассажирские машины.
Более того, именно эта модель Готлиба Даймлера впервые была
названа "Мерседесом". Позже так стала называться
вся продукция автозавода.
Этот автомобиль имел классическую компоновку:
двигатель и радиатор располагались под капотом спереди,
цепной привод через шестеренчатую коробку передач вел на
задние колеса. На новом автомобиле стоял 4-цилиндровый двигатель
мощность 35 л. с. с двумя карбюраторами и топливным насосом.
Цилиндры были отлиты отдельно в двух блоках. Нижние клапаны
стояли по обе стороны двигателя, зажигание было электрическим
с механическим прерывателем. Охлаждение водяное, принудительное,
при помощи шестеренчатого насоса. Радиатор имел новую мелкую
сотовую конструкцию и состоял из 8070 ячеек. Вода из него
служила также и для охлаждения трансмиссионного ленточного
тормоза. Во всей конструкции широко применялись шарикоподшипники.
Рама была стальной лонжеронной, коробка имела 4 передачи
и управлялась рычагом, качающимся в кулисе. Барабанные тормоза
с ножным приводом стояли только на задних колесах. Несмотря
на всю прогрессивность, главная передача по старинке оставалась
цепной.
Новая модель была по-настоящему новаторской
машиной, многие элементы которой сохранили свои функции
и на современных автомобилях. Первый образец, как мы уже
говорили, был выполнен в виде 2-местной гоночной машины,
а потом на ее базе были сделаны нормальные дорожные варианты
на 2 и 4 человека с кузовами типа "дубль-фаэтон".
У этой машины есть и другая предыстория. Австро-венгерский
консул в Ницце Эмиль Елинек был скорее не дипломатом, а
любителем автомобилей и гонок. Кроме того, он представлял
коммерческие интересы фирмы Г.Даймлера во Франции. В 1900
году он присутствовал на гонках в Монте-Карло, где разбился
один спортсмен, выступавший на короткой и высокой машине.
Осмысливая происшедшее, Елинек написал Даймлеру письмо,
где предлагал делать гоночные машины пошире и пониже, чтобы
перенести центр тяжести ближе к земле. Это предложение и
привело главного конструктора фирмы, Майбаха, к идее создания
нового автомобиля. При длине 3,4 метра он имел высоту всего
1,6 метра, а колея передних и задних колес возросла до 1300мм,
то есть на 200-300мм больше, чем тогда было принято.
Именем дочери
С этой машиной связано еще одно событие. Все
началось с того, что консул Елинек, более умелый торговец,
чем дипломат, якобы как-то сказал: "Этот автомобиль
пойдет. Надо только придумать ему хорошее название. "Даймлер"
- это звучит не так благозвучно...". По одной из версий
он предложил назвать автомобиль именем своей старшей 12-летней
дочери. Юная и обаятельная девушка носила красивое и звучное
имя Мерседес (ее мать была испанкой). По-немецки оно произносится
как "Мерцедес" с ударением на среднем "е".
По другой версии, это имя выбрал сын автомобильного короля
- Пауль Даймлер, который был неравнодушен к Мерседес Елинек.
Во всяком случае, новый автомобиль получил имя "Мерседес",
навечно ставшее олицетворением продукции фирмы Г.Даймлера.
Новинка "Мерседес-35PS" пришлась по вкусу покупателям
как своей конструкцией и формой, так и привлекательным названием.
Со временем она стала популярной и в России и была непременным
участником всех автопробегов, в том числе и моторной гонки
Москва - Петербург, состоявшейся 1 мая 1912 года.
Фото из ЦГАКФФД
Михаил Пазин
|