|
Середняк "львиного" семейства
Наиболее заметным событием в автомобильной
жизни страны образца июля 2001 года, без сомнения, можно
назвать начало официальных продаж Peugeot 307. Красавец-автомобиль,
в прямом смысле слова, не сходил со страниц всех специализированных
изданий. Количество дифирамбов в адрес французского новичка
прозвучало столько, что в череде бесчисленных презентаций
"модника" общественность как-то забыла про его
предшественника - Peugeot 306. Автомобиля, который на протяжении
8 лет защищал честь компании в непростом и переполненном
конкурентами сегменте "С".
По пунктам, по годам...
Первый
официальный показ 3/5-дверного компактного автомобиля среднего
класса пришелся на январь 1993 года. Миру были явлены два
хэтчбека Peugeot 306, которые, кстати, в России оказались
наиболее распространенными. Осенью того же года французы,
неожиданно для всех, выпустили на рынок открытую версию
этого автомобиля - Peugeot 306 Cabriolet/Hardtor, который
к отечественному двору, по понятным причинам, не пришелся.
Любимый россиянами вариант типа "седан" инженеры
Peugeot подготовили только в 1995 году. Июль следующего
года в жизни модели "306" ознаменовался выпуском
модификации GTI с 6-ступенчатой коробкой передач. Международный
женевский автосалон был выбран в качестве подиума для премьеры
обновленного Peugeot 306. Косметическая операция оказалась
несущественной, и подвергнутый ей "львенок" практически
не отличался от своего пращура. Зато модельную линейку "306"
отныне дополнил универсал, который, в соответствии с традицией
Peugeot, получил наименование Break. Последней вехой в истории
нашего героя стало появление дизельного мотора HDI, пришедшееся
на 1999 год.
Надо признать, что в России и, в частности,
в Петербурге, Peugeot 306 не нашел широкого распространения.
Данные статистики говорят о том, что на 1 августа 1999 года
в городе на Неве было официально зарегистрировано всего
304 автомобиля данной серии, или около 11% от всех бегающих
по питерским дорогам автомобилей французской марки. Причин
тому несколько, однако следует озвучить лишь две из них.
Во-первых, компания Peugeot относительно поздно начала осваивать
российский рынок. При такой нерасторопности ожидать теплого
места под солнцем, понятно, не приходится, и конкуренты
в лице VW Golf, Opel Astra и Ford Escort долго просить себя
не заставили. Вторая причина непопулярности у нас Peugeot
306 сводится к своеобразной конкуренции внутри компании.
Начало работы в Питере официального импортера Peugeot совпало
по времени с выходом на рынок новых современных моделей
- "206" и "406". На их фоне морально
устаревающий собрат "306" смотрелся уже, мягко
говоря, невыразительно. При таком раскладе делать ставку
на "старика" продавец не захотел, а потому за
2 года работы дилерский центр сумел реализовать всего около
10 машин. Нежелание продавать "триста шестую"
подогревалось также информацией о скорой замене модели на
более прогрессивную, что, кстати, и произошло на наших глазах
(имеется в виду появление Peugeot 307). Ко всему вышесказанному
стоит лишь добавить, что из всех модификаций, расширяющих
выбор от экономичных семейных хэтчбеков до откровенно спортивного
"306 Gti" и впечатляющего кабриолета, последним
двум ввоз в нашу страну был заказан. Так же, как специально
для нас из всей гаммы двигателей были исключены наиболее
мощные варианты 1,8 л (105 л. с.), 2,0 (127 л. с.) и 2,0
(163 л. с.). Выбор трансмиссии ограничили 5-ступенчатой
"механикой".
Не по возрасту свеж
Внешность Peugeot 306 наверняка понравится
многим. Элегантность и характерный фирменный стиль обеспечивают
автомобилю явную узнаваемость, причем седан с удлиненным
задним свесом выглядит не только престижнее, но и в чем-то
пропорциональнее хэтчбека. Среди особенностей дизайна кузова
хочется отметить интересную "приталенность" поясной
линии боковины. В целом работа французских дизайнеров вызывает
уважение, особенно с учетом 8-летнего возраста автомобиля.
Удачной можно назвать и модернизацию 1997 года, которая
придала "передку" "триста шестого" вполне
современный вид.
Если быть непримиримым педантом и постараться
найти в автомобильном кузове какие-либо изъяны, стоит обратить
внимание на зазор между передним крылом и дверью: с обеих
сторон он несколько больше, чем в остальных сопряжениях
кузовных панелей. Не согласитесь, то, на что мы (а точнее,
владелец Pеugeot 306, поделившийся с нами своими впечатлениями)
обратили внимание, - сущий пустяк и не идет ни в какое сравнение
с великолепной защитой кузова от возможной коррозии. Железо
оцинковано и покрыто заводским антикором, так что встретить
в продаже "гнилушку" практически невозможно. В
автосервисе лишь советуют устанавливать на приобретаемый
автомобиль брызговики, если таковые отсутствуют.
В ожидании большего
Если
модернизация заметно освежила внешний облик Peugeot 306,
то, к сожалению, этого нельзя сказать об отделке интерьера.
По своей престижности и соответствии "духу времени"
она проигрывает не только VW Golf, признанному лидеру в
этом плане, но и популярному у нас Ford Escort. Нельзя сказать,
что дизайн интерьера и прежде всего панели приборов Peugeot
306 хотя бы в чем-то вызывает неприятие, однако в сравнении
с лучшими конкурентами оформление "француза" выглядит
бедновато. В этом уместно винить и форму приборной панели,
и отсутствие мягких пластиков в ее отделке. Одним словом
- заурядный уровень, хотя и более высокий, чем, скажем,
у Daewoo Nexia.
Базовая комплектация (XR/XT) автомобиля может
неприятно поразить своей "пустотой". Отсутствие
гидроусилителя руля, ABS, климат-контроля, исключительно
механические регулировки - все это, честно говоря, удивляет.
В то же время, всевозможные "навороты" могут в
автомобиле и присутствовать - было бы желание у заказчика.
Водительское место Reugeot 306 не балует универсальностью
по отношению к людям с разным телосложением. Наибольшее
удобство в кресле испытают разве что длиннорукие и коротконогие
водители. Если же мать-природа не наградила вас такими физическими
данными, вы еще долго не успокоитесь в поисках компромисса:
руль далековат, а педали расположены близко к подушке сиденья
- почти как в "классических" "Жигулях".
Здесь-то как раз и необходима продольная регулировка рулевого
колеса, пусть даже вместо не очень нужной регулировки наклона
рулевой колонки. Само кресло довольно удобное, но ему не
хватает вертикальной регулировки (присутствуют только в
более дорогих версиях), которая, несомненно, сделала бы
водительское место более универсальным. Из особенностей
средств управления следует отметить кнопку сигнала на торце
рычага "поворотников" - непривычно, но оригинально.
При движении автомобиля (даже на больших скоростях)
в салоне относительно тихо: на булыжной мостовой "жесткая"
приборная панель не издает никаких звуков, разве что легкими
поскрипываниями может отозваться обивка дверей. Характерный
скрип можно услышать внутри и в том случае, если автомобиль
когда-то был "бит" снаружи. Так что, при выборе
подержанного "306" на это стоит обратить внимание.
Задние слабости
Peugeot 306 - достаточно вместительный автомобиль
в своем классе: от тесноты на заднем сиденье конструкторы
избавились, немного выдвинув вперед среднего пассажира.
И коленям просторно - в спинку упирается только рослый,
сев "за собой".
Багажник "француза" можно было бы
назвать почти идеальным, если бы не его маленький проем
и высокий порог "на пути в салон". По объему (463
л у седана) и форме грузовой отсек вполне хорош: чуть проигрывает
Ford Escort (490 л), но на 100 л больше, чем у отечественного
ВАЗ 21099. Если же рассматривать с этой точки зрения универсал
(Break), то его преимущества будут еще более очевидными.
При желании можно найти пару недостатков и
в работе системы вентиляции. Так, режим рециркуляции воздуха
на поверку оказывается всего лишь режимом изоляции салона
от внешней среды, поскольку вентилятор при этом находится
в выключенном состоянии. Ручка, отвечающая одновременно
и за обороты вентилятора, и за положение заслонки, способна
обеспечить только одно из двух: либо изоляцию без вентиляции,
либо наоборот. Второе замечание: недостаточна эффективность
вытяжки, ограничивающей прохождение воздуха через салон.
Но у данной системы есть и определенные "плюсы":
высокая производительность и почти бесшумная работа.
И в заключение несколько строк субъективного
мнения об обзорности с водительского места Peugeot 306.
Движение в городском потоке осложняют маленькие наружные
зеркала, а внутреннее мало помогает в силу того, что заднее
окно седана загромождено подголовниками. Высокая же задняя
полка не позволяет водителю видеть багажник при парковке.
Что касается передней обзорности - она без каких-либо замечаний.
Эконом-классом...
Динамику
разгона 1010-килограммового Peugeot 306 в городских условиях
блестящей не назовешь. По признанию автовладельцев, приходится
"крутить" двигатель в надежде получить оживление
на "верхах", однако и оно меньше ожидаемого. Кроме
того, несколько "длинными" (I - до 50, II - до
90, III - до 130 км/час) можно назвать передачи коробки
передач. Поэтому рычагам приходится работать активно, благо,
он работает четко, а сцепление очень информативное.
Загородный режим при скорости около 100 км/час
воспринимается сидящим за рулем "306-го" значительно
лучше, но при условии нагрузки в 1-2 человека. Если она
увеличивается, автомобиль это сразу "почувствует",
а потому поездка втроем, а тем более впятером заставит водителя
на подъемах и при обгонах чаще переключать передачи.
Если попытаться сравнить Peugeot 306 с широко
представленными в нашей стране аналогами, то его разгон
почти идентичен разгону "Самары", однако заметно
выигрывает в управлении трансмиссией. Ford Escort с двигателем
1,3 л еще более вялый, а в качестве лучшего примера можно
назвать бодрого "корейца" Hyundai Accent с 1,5-литровым
16-клапанным двигателем.
Как мы уже говорили ранее, шумность автомобиля
невысока. При интенсивном "выкручивании" двигатель
озвучивает разгон вполне терпимо, а в скоростном магистральном
режиме становится почти незаметным, даже на максимальной
скорости уступая преобладающему шуму качения покрышек.
Начав рассказ о характеристиках силового агрегата
Peugeot 306, мы забыли уточнить, что все сказанное относится
к 1,4-литровому 8-клапанному двигателю TU3 JP\L3, развивающему
скромные 72 л. с. при 5500 об/мин. Наряду с 1,6-литровым
бензиновым TU5 JP\L3 (85 л. с.) и двумя типами 1,9-литрового
мотора (71 и 92 л. с.), он составляет основу агрегатов,
представленных на российском рынке.
1,4-литровый мотор явно слабоват, однако пользуется
спросом у водителей, не стремящихся к лаврам автогонщика
и ценящих экономичную езду: смешанный расход топлива с этим
двигателем составляет 7 л/100 км пути, а на загородной трассе
этот показатель может опуститься и до 5 л/100 км. На первых
порах мотор шел в карбюраторном исполнении. Для приготовления
смеси использовался простейший однокамерный карбюратор Solex,
неотягощенный режимом пускопрогрева. Агрегат вполне лоялен
к октановому числу потребляемого бензина (A-92), однако
не приемлет некачественного топлива. Аналогичный "нрав"
и у впрысковых систем, также активно использовавшихся на
Peugeot 306. Инжекторные двигатели не прочь побаловать себя
"девяносто пятым" бензином, однако далеко не все
владельцы "306" идут навстречу такому предпочтению
и заливают в 60-литровый бак автомобиля более доступный
A-92. Мотор, конечно же, с ним справляется и даже привыкает
к "обману", но, продемонстрировать все заложенные
на заводе характеристики уже не в силах.
Время показало, что двигатели Peugeot 305
способны прослужить более 300 тыс. км без каких-либо серьезных
поломок. Такая живучесть возможна лишь при условии бережного
отношения к силовому агрегату и планового прохождения технических
осмотров - как свидетельствуют специалисты фирменного автосервиса
Peugeot, с отказами двигателя по причине заводской недоработки
им встречаться не приходилось (подтеки масла или тосола
через негерметичные соединения не в счет). Через каждые
10 тыс. км пробега желательно производить замену моторного
масла и фильтра, а через каждые 90 тыс. км - ремня ГРМ,
который, кстати, в "ухоженной" Европе может прослужить
до 120 тыс. км пробега. Если двигатель находится в более-менее
приличном состоянии, свечи зажигания можно менять раз в
20 тыс. км, хотя в автосервисе рекомендуют это делать до
наступления зимы и после ее окончания. Воздушный фильтр
подлежит замене согласно визуальному осмотру, поскольку
условия эксплуатации автомобиля (город или пыльные сельские
дороги) бывают самые непредсказуемые.
Учитывая условия российского бездорожья, нелишней
будет и установка на автомобиль защиты картера. Это не только
оградит нижнюю часть двигателя от нежелательного удара,
но и спасет его навесное оборудование (тот же генератор)
от попадания грязи, пыли и дорожной соли, способных оказать
самое негативное влияние на жизненно важные агрегаты. Компьютерная
диагностика мотора (чтение памяти электронного блока управления)
Peugeot 306, в зависимости от года его выпуска, на фирменном
сервисе обойдется владельцу от 280 до 420 руб.
"Электронеприятности"
Как
показал опыт эксплуатации Peugeot 306, вся "электроначинка",
умещающаяся под капотом, своей надежностю и долговечностью
обязана хорошей защите и изоляции. Такой "болезненный"
на машинах других марок прибор, как кислородный датчик,
на "французе" способен безотказно работать в течение
80-100 тыс. км пробега, что весьма неплохо. Лямбда-зонд
расположен в выхлопной системе, перед нейтралитическим катализатором,
и для гарантии безотказной работы (сравнивает количество
кислорода в отработавших автомобильных газах и в окружающей
среде) любит, чтобы за ним ухаживали. Поэтому при каждом
удобном случае заезда на эстакаду или подъемник не поленитесь
протереть его снаружи влажной тряпочкой. Сам катализатор
при качественной заправке "живет" примерно до
100 тыс. км пробега. Однако, несколько "левых"
заправок, и этот дорогостоящий узел может оказаться недееспособным.
С выходом катализатора из строя система выхлопа начинает
работать значительно громче, с признаками псевдоспортивного
рыка.
При необходимости и желании заказчика автомобиль
можно напичкать любым дополнительным оборудованием, вплоть
до так называемого датчика дождя и боковых воздушных подушек.
Понятно, что это создаст дополнительные нагрузки на электрооборудовании.
В базовой версии схема электропроводки автомобиля проста
и редко когда дает сбои. Некоторые проблемы могут возникнуть
с проводкой электроуправляемых наружных зеркал и стеклоподъемников,
которая расположена в передних дверях автомобиля. При их
частом и постоянно открытии-закрытии (а от этого никуда
не денешься) провода в районе передних стоек зачастую разрываются,
что приводит к выходу из строя вышеназванного оборудования.
Данный обрыв является конструктивной недоработкой производителя
и устраняется на СТО в течение 30 мин - 1 часа.
В зимнее время года, при холодном запуске
не стоит спешить включать стеклочистители. Лучше дать замерзшим
стеклам оттаить, в обратном случае не избежать поломки узла.
Наряду с этим, при выборе автомобиля рекомендуется обратить
внимание на состояние моторика омывателя заднего стекла
- он также часто подвержен поломкам.
Довольствуемся "механикой"
В начале рассказа мы уже упомянули об ограниченности
выбора трансмиссии для Peugeot 306, поставлявшихся в Россию.
Французы решили, что нам достаточно будет обыкновенной 5-скоростной
механической КПП. В какой-то мере они оказались правы, поскольку
коробка проявила себя с самой лучшей стороны. Капризничает
она редко, через 60 тыс. км пробега может попросить замены
масла, которое сегодня в разряд дефицита не входит. Если
использовать оригинальные сальники, то и подтеков масла
КПП не обнаружит долгое время.
Другое дело - 4-диапазонный "автомат"
AL4, который не нашем рынке практически не встречается.
Автоматическая КПП адаптивная, управляется специальным электронным
блоком и как бы автоматически подстраивается под манеру
вождения конкретного водителя. Коробка имеет спортивный
и зимний режимы, соответственно можно включать тот или иной
режим работы, который отражается на табло передней панели
приборов. АКПП очень требовательна к смазке и предпочитает
работать исключительно на фирменном масла компании Peugeot.
Производитель заявляет, что масло заливается на конвейере
на весь срок службы автомобиля. Однако доливки масла не
исключены, когда, например, меняются сальники приводов (это
может произойти примерно через 80 тыс. км пробега). Сцепление
автомобиля способно прослужить 100-120 тыс. км. Особое внимание
следует уделить состоянию приводов трансмиссии и пыльникам
(чтобы не болтались и не было признаков их разрыва).
Особое удовольствие
Peugeot
306 - наглядная иллюстрация признанной изысканности в подходе
компании к ездовым способностям "львят". Результаты
работы французских инженеров с передним приводом впечатляют:
автомобиль в своем роде неординарен. Управлять им - удовольствие,
управлять активно -удовольствие особое, захватывающее целиком.
Уверенная устойчивость на прямой выдерживается
на любых скоростях. Острота и точность реечного рулевого
управления также на "высоте", а "интеллигентная"
работа гидроусилителя руля (если таковой имеется) прекрасно
сохраняет качество обратной связи с колесами. Наконечники
рулевых тяг служат, как правило, 60 тыс. км пробега. (Замена
у дилера обходится от 448 до 672 руб.). Имеющий со временем
место стук рейки исправляется преимущественно полной заменой
узла (от 952 до 1428 руб.). Однако, имея знакомого квалифицированного
автомеханика, рейку можно отремонтировать.
Основная прелесть управления Peugeot 306 -
в стремительных виражах. Вот где скрываются потрясающие
возможности управления тягой! Педаль акселератора становится
как бы продолжением руля. Повинуясь ей, автомобиль ставится
в дуге под любым желаемым углом, переходя с большего радиуса
на меньший, и наоборот, при этом не теряя предсказуемости.
Для тех, кто не может похвастаться большим водительским
опытом, здесь хотелось бы сделать небольшую оговорку. В
некоторых поворотах доворот автомобиля при сбросе газа может
показаться слишком энергичным. В подобных случаях необходимо
помнить, что "передний привод" хорошо выравнивается
добавлением газа.
Если на вашем "львенке" "узкие,
высокие маленькие" покрышки типоразмера 165/70 R13,
то при резком маневре боковая податливость шин, незаметная
при спокойном темпе, проявляется весьма ощутимо. Для полноценной
активной езды, безусловно, необходимы более широкие и низкие
шины, например, стандартные 185/65 R14 или 195/55 R15, которые
применяются на спортивной версии Peugeot 306 S16.
Что касается тормозов автомобиля, то они в
полном соответствиии с его ценой - как правило, без ABS.
Однако их эффективность хорошая, остается пожелать более
плавного замедления при легких нажатиях на педаль. Спереди
использованы дисковые вентилируемые тормоза, сзади - барабанного
типа. Передние колодки стойки на протяжении 40-50 тыс. км
пробега, задние имеют вдвое больший ресурс. Замена передних
тормозных дисков и колодок на фирменной СТО оценивается
от 616 до 924 руб., задних - от 672 до 1008 руб. за операцию.
Замена тормозной жидкости - от 560 до 840 руб.
Далеко не каждый одноклассник Peugeot 306
может похвастаться столь приличной плавностью хода. Еще
меньше найдется аналогов, которым присуще такое удачное
сочетание плавности хода и управляемости. Состояние наших
дорог не шокирует "француза". Подвеска не допускает
ни больших вертикальных ускорений, ни "пробоев"
даже на серьезных ухабах.
Автомобиль имеет несущий кузов с передним
подрамником; спереди установлены амортизационные стойки
и треугольные поперечные рычаги; сзади продольные рычаги,
торсионы и телескопические амортизаторы. Именно такая нехитрая
конструкция и обеспечивает "французу" все те преимущества,
о которых мы сказали чуть выше. Интересно, что удачное решение
передней подвески нашло свое отражение и на коммерческой
модели Peugeot Partner, правда с несколькими видоизменениями.
Среди самых ненадежных элементов можно отметить стойки стабилизатора
поперечной устойчивости (барлинги), и подшипники ступиц
колес шаровые опоры. Примерно через 50 тыс. км пробега последние
могут дать признак люфта. Если этот дефект налицо, шаровую
лучше поменять, причем, в отличие от модели Peugeot 206,
этот узел меняется не в сборе с рычагом, а отдельно (замена
передних рычагов - от 896 до 1344 руб.). Сайлент-блоки,
пружины и фирменные амортизаторы служат довольно долго.
Примерно через 80-100 тыс. км пробега определенные проблемы
могут доставить опорные подшипники, однако это не аксиома.
В адаптивной торсионной подвеске заднего моста
присутствует балка, которая исключает наличие стоек стабилизатора
поперечной устойчивости. Их отсутствие сыграло автомобилю
на пользу, поскольку позволило увеличить полезный объем
багажного отделения.
Через 2-3 года эксплуатации автомобиля есть
смысл проверить состояние подшипников рычагов балки на предмет
износа. Если обнаружится даже малейший люфт, игольчатые
подшипники необходимо срочно заменить. Если этого не сделать,
со временем колеса начнут "терять" свои арки,
встанут, как говорят специалисты, "домиком", и
тогда не избежать выхода из строя как самих подшипников,
так и рычагов и балки. Восстановленные балки, как правило,
ненадежны: в процессе их "оживления" необходимо
правильно обработать посадочную поверхность, должным образом
закалить и т. д. Вся операция требует обязательного наличия
оригинальных узлов и компонентов, которые стоят весьма дорого.
Экзотика в стиле "4х4"
Марка
Dangel мало что говорит российскому автолюбителю. Однако
у себя на родине, во Франции, полноприводные автомобили
этой фирмы пользуются доброй славой. Особенно нравится Dangel
пожарным, лесничим, военным и жандармерии.
Небольшая фирма из городка Зентхайма, что
в Эльзасе, ведет свою историю всего лишь с 1980 года. Ее
специфика - полноприводные машины на основе легковых моделей
Peugeot, а в последнее время - также фургонов Fiat и Sitroen.
На одном из недавних автосалонов был представлен прототип
полноприводного универсала Peugeot 306.
Переделывая серийные переднеприводные автомобили
во внедорожные, специалисты Dangel стремятся свести все
затраты к минимуму. Так, например, пол кузова остается без
изменения, включая точки крепления к нему подвесок. Более
того, значительная часть их деталей вовсе не трогается.
В таких жестких рамках трансмиссии Dangel отличают компактность,
низкие шум и вибрация, а также способность воспринимать
на себя нагрузки, которые просто нельзя передавать на кузов.
Вал, передающий крутящий момент на задний
мост, заключен в трубу, которая спереди соединяется с компактным
картером, объединившим межколесный и межосевой дифференциалы
и даже планетарный демультипликатор. Труба, связывающая
картеры переднего и заднего мостов, снимает необходимость
в промежуточных опорах приводного вала и делает работу всей
системе тише.
Дорожный просвет полноприводного Peugeot 306
под осями, благодаря подрамникам, увеличен на 70 мм. Еще
на 30 мм (до 215 мм, как у нашей "Нивы") просвет
увеличен ввиду использования колес с шинами 195/70 R15.
Андрей Иванов
Благодарим за содействие в подготовке
материала компанию "Автосервис", официального
дилера Peugeot в Санкт-Петербурге.
Технические характеристики Peugeot 306:
Колесная
база, мм - 2580
Габариты, мм - 4265х1690х1380
Снаряженная масса, кг - 1010
Рабочий объем двигателя, куб. см - 1361
Мощность, л. с. при об/мин - 75/5500
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин - 111/3400
Макс. скорость, км/час - 173
Время разгона 0-100 км/час, с - 14,9
Расход топлива, л/100 км%
Городской цикл - 9,7
Загородный - 5.2
Объем багажника, л, 463
|