|
Кто заплатит за утиль?
По улицам Петербурга ежедневно проносятся
более миллиона автомобилей. Автобусы, грузовики, маршрутки,
легковушки везут горожан и грузы в разные районы города.
Зачастую состояние автомобилей далеко от идеального, однако
"железные лошадки" продолжают работать на износ.
И все-таки, что же происходит с автомобилем, отбегавшим
свое? Вариантов несколько: его можно продать (если, конечно,
этот "кусок железа" кого-то еще заинтересует),
оставить гнить прямо во дворе или утилизировать. Последний
вариант, к сожалению, в нашей стране мало кому приходится
по душе. Однако именно утилизации старых автомобилей мы
решили посвятить очередную тему номера нашего журнала.
За границей "душат" штрафом
Ни
у одного западного человека даже не возникает мысли бросить
на улице старый автомобиль. Оно и понятно, за такую "шалость"
власти взыщут с владельца такой штраф, что мало не покажется.
Поэтому, как свидетельствует статистика, за рубежом 70%
изношенного автопарка утилизируются. Причем этот процесс
весьма дорогостоящий, чтобы у хозяина приняли машину в металлолом,
он должен заплатить фиксированную плату. В зависимости от
страны она колеблется от 200 до 300 долларов. Содержать
же старые авто совершенно не выгодно. Однако экономные иностранцы
нашли весьма удобный для себя способ избавления от стареньких
машин - Они стали продавать их в Россию. Вот и получается,
для них машина с десятилетним стажем - старье, а для нас,
можно сказать, шикарное авто. Чтобы хоть как-то пресечь
данный беспредел, в России готовится распоряжение, запрещающее
ввозить на территорию нашего государства машины старше 7
лет. Если данный закон все-таки примут, то количество ввозимого
в Россию "хлама" уменьшится, ну а за рубежом,
соответственно, возрастет процент утилизации.
Бросил так бросил
В России пока не существует никаких директив,
обязывающих владельцев утилизировать старые машины. Потому
увидеть во дворе старый ржавый "Запорожец" или
гниющую под окнами "копейку" для нас - увы, вещь
обычная. К сожалению, нет четко выработанной системы, контролирующей
сбор и утилизацию отслуживших свой срок транспортных средств.
Говорит управляющий отделом маркетинга и рекламы ЗАО "Вторчетмет"
Екатерина Радионова. - Оценить количество брошенных автомобилей
в наших условиях непросто, поскольку машины эксплуатируются
до полного износа, т. е. более 25 лет. Поэтому очень сложно
подсчитать, какой процент действующего автопарка будет утилизирован".
К тому, же владельцы - даже самых древних машин - пытаются
их продать хотя бы на запчасти. Ну а уж совсем безнадежные
автомобили остаются гнить во дворе.
Угроза для жизни
Это только кажется, что брошенный автомобиль
никому вреда не принесет. Конечно, старый кузов может простоять
и лет 20, но нельзя забывать, что за эти годы он будет ржаветь,
разваливаться, а помимо железа, в почву и воду будет уходить
вся "таблица Менделеева" вместе с оставшимися
мазутом, маслами и бензином.
Надо заметить, что некоторые районные руководители
постепенно стали контролировать данную ситуацию. Правда,
их благие намерения связаны, скорее, не с пользой утилизации,
как таковой, а в силу недавних событий, связанных с террористическими
актами, которые показали, что бесхозный автомобиль может
представлять серьезную угрозу для жизни. Есть даже специальное
постановление, обязывающее убирать старье с общественных
территорий, дабы оно не мешало передвижению пешеходов, эвакуации
людей в экстренных ситуациях и т. д.
Чтобы хозяин убрал машину со двора, ему посылают
специальное уведомление. Если же владельца машины по каким-либо
причинам не найти или он не желает ничего делать, то она
должно быть эвакуирована. Для этого привлекается спецтранспорт,
который и увозит машину, а с владельца взимается денежная
компенсация за буксировку и хранение.
Если же старый автомобиль не снят с регистрационного
учета, он не может быть утилизирован.
Трудности утилизации
Даже
если владелец автомобиля решил цивилизованно расстаться
со своей машиной, ему придется преодолеть ряд препятствий.
Во-первых, машину как-то надо доставить на утилизирующий
завод (а она, скорее всего, не на ходу). Во-вторых, у него
примут только железный кузов, а резиновые пластмассовые
и другие детали придется забрать. Правда, как за границей,
денег с хозяина не возьмут, а наоборот, заплатят рублей
200.
Работа сезонная
Утилизация лома вторичных черных металлов,
как показывает практика, - процесс сезонный, поскольку собирать
старый лом проще летом. Но самому предприятию невыгодно
гонять технику за каждым кузовом, поскольку затраты на эвакуацию
и доставку не окупятся утилизацией. Однако "Вторчермет"
участвует в разных городских программах. Например, во время
операции "Вихрь - антитеррор" вывозились брошенные
машины с территории Кировского района города.
А недавно завод закупил новое оборудование
- пресс-ножницы, изготовленные немецкой фирмой Svedala Lidemann.
Они обошлись предприятию в 2 млн долларов, но зато теперь
у специалистов появилась возможность утилизировать до 250
тонн сырья за смену и увеличить объемы переработки металлоотходов
на 12 тысяч тонн в месяц.
И у них есть проблемы
Кстати, зарубежные коллеги сегодня тоже ломают
голову, как увеличить объемы утилизации. Вариантов предлагается
немало - например, обязать площадки, занимающиеся переработкой
лома, приобрести дополнительное оборудование. Но тогда может
подняться и стоимость утилизации. К тому же непонятно кто
будет (и кто захочет) платить за это недешевое оборудование
Есть предложения закладывать цену будущей
утилизации в стоимость нового автомобиля, затем при каждой
последующей продаже ее снижать. Возможно, скоро и для нас
подобные проблемы будут актуальны не только на бумаге.
Вместо заключения
Когда верстался этот номер, "Ведомости"
опубликовали следующую статистику. По прогнозам Управления
транспорта и связи мэрии Москвы, через четыре года в металлолом
будет сдаваться порядка 200 тыс. автомобилей в год, а не
20 - 22 тыс., как сегодня.
В Москве на сегодняшний день зарегистрировано
2 млн автомобилей. По мнению специалистов, большая их часть
- по сути, металлолом на колесах.
Расходы по утилизации автомобилей в Первопрестольной
сейчас несет городской бюджет. В ближайшем будущем, когда
власти определятся со схемами получения средств с владельцев
брошенных авто, за утилизацию будет установлена фиксированная
плата. В Управлении транспорта планируют, что она составит
приблизительно 100$ за автомобиль. Однако Toyota, пишут
"Ведомости", ведет переговоры с московскими чиновниками
исходя из ставки в 200$. Японская компания также намерена
создать комплекс по утилизации полного цикла, который включает
в себя сбор автомобилей, их переработку и продажу продуктов
переработки.
Валентина Карелова
|