|
Задумчивый гений с грустными глазами
Время
неумолимо в своем стремлении бежать вперед, оставляя нас
наедине с воспоминаниями...
В прошлом году исполнилось бы 40 лет,
по выражению Стерлинга Мосса, "самому величайшему пилоту
современности Айртону Сенне".
Айртон родился в Сан-Паулу, в семье удачливого
бизнесмена и землевладельца, 21 марта 1960 года, с серьезным
физическим недостатком. Во дворе не захотели дружить с инвалидом,
и Айртон почувствовал себя одиноким. Ему на помощь пришел
отец, заметивший у сына интерес к машинам. В 5 лет будущий
чемпион сел за руль карта с мощностью двигателя - даже страшно
подумать! - в 1 л. с. Езда помогла малышу обрести душевное
спокойствие. Каждые выходные семья Сенны выезжала за город,
чтобы там, на небольших лужайках, сын мог утолить спортивный
голод и вдоволь погонять на своем карте.
В 8 лет Айртон уже спокойно управлял отцовской
машиной и по выходным смотрел по телевизору репортажи с
европейских гоночных трасс, где Джекки Стюарт бился с Джимми
Кларком. Но больше всего он переживал за своего соотечественника
Эмерсона Фитипальди и его команду Lotus. В 1972 году Эмерсон
стал первым бразильцем, которому удалось покорить "Большие
Призы": он стал чемпионом мира. На следующий год, в
ранге короля "Ф1", он прибыл на "Гран При
Бразилии", проходивший на трассе Интерлагоса. Десятки
тысяч болельщиков, среди которых был и 12-летний Айртон,
стали свидетелями триумфа Фитипальди. После увиденного Сенна
заявил отцу, что хочет стать лучшим гонщиком в истории автоспорта.
Отпраздновав свой 13-й день рождения, Сенна
принял участие в своих первых соревнованиях, которые выиграл
с блеском, и это - несмотря на то, что среди его конкурентов
были гонщики гораздо старше и опытнее его. Еще дважды, в
1977 и 1978 годах, Айртон поднимался на высшую ступень пьедестала
почета как победитель Южно-Американского чемпионата по картингу.
Но бразилец хотел большего и мечтал выступить на чемпионате
мира в Ле Манне. И чудо свершилось: Сенна финишировал там
6-м, став главным открытием первенства. Самого Сенну показанный
результат расстроил, и он пообещал сделать все возможное,
чтобы на следующий год выиграть этот чемпионат. Но ни на
следующий, ни через год ему так и не удалось покорить Ле
Манн.
Следующий этап в жизни Айртона - английский.
Он заключил контракт с командой Ральфа Фримэна Van Piemen,
выступающей в Formula-Ford 1600. Шел 1981 год. Сенна и его
молодая жена сняли частный 1-этажный домик недалеко от местечка
Снеттертон. Поначалу все складывалось удачно: первая же
гонка, прошедшая в Брэнд-Хэтчу, принесла ему 8-е место.
Все специалисты расценили это как огромный успех бывшего
картингиста. Через неделю - еще более оглушительный успех:
3-е место в Тракстоне. Из трех серий, входивших в Formula-Ford,
Айртон участвовал в двух.
Его
успехи воодушевили команду, и ему вручили ключи от новой
"формулической" машины. Пилот оправдал доверие
команды - 1 место в двух сериях из трех. А после этого началась
черная полоса в жизни Айртона. Он понимал, что способен
на большее, но для дальнейшего подъема нужны были средства.
Именно в этот момент в "Ф3" и "Ф1" выступали
бразильцы, на которых ставили спонсоры. Об Айртоне они и
слышать не хотели. Расстроенный, Сенна решил уйти из гонок:
он с женой уезжает к себе на родину. Жена Айртона Лилиан,
мечтавшая о миллионах, но так и не дождавшаяся золотого
дождя, решила с ним развестись. Сенна не возражал. И тут
в очередной раз на помощь гонщику пришел его отец, взявший
на себя большую часть расходов. Айртон вернулся в Англию,
в ту же команду, и доказал всему миру, что на небосклоне
взошла новая звезда: в 1982 году Сенна выиграл 22 гонки,
завоевав титул чемпиона Formula-Ford.
Столь удачные выступления не остались незамечанными
боссами второй по значимости серии в гонках "Формула
3", и бразильца приглашает одна из команд. В том году
Айртону предстояло участвовать в 20 этапах и в острой борьбе
с лучшим, на тот моментом, гонщиком "Ф3" Мартином
Брандлом подтвердить свою готовность сражаться в классе
сильнейших - в "Формуле 1". И хотя Сенна сразу
одержал 9 побед, в дальнейшем Фортуна от него явно отвернулась,
решив, что теперь пора и Брандлу оказать подобную услугу.
С этого момента оба пилота поочередно лидировали в классификации
пилотов и лишь на последнем этапе сезона - "Гран При
Макао" - Сенна никому не позволил усомниться в том,
что он действительно лучший: титул чемпиона "Ф3"
стал самым пропуском в элиту автоспорта.
А в "Формуле 1" царили жестокие
нравы, и, естественно, талантливому новичку там не были
рады. Айртон мечтал выступать за Brabham, но этому воспротивился
Нельсон Пике - соотечественник Айртона. Сенне ничего не
оставалось, как подписать контракт с аутсайдером чемпионата
- командой Toleman. Тогда это название мало что говорило
поклонникам автоспорта, но через 10 лет на базе Toleman
будет создана лучшая на тот момент "конюшня" -
Benetton.
Сенна дебютировал в "Формуле 1"
в 1984 году у себя на родине. Этот факт несильно помог ему
в достижении заветной цели - всего лишь 8-е место в квалификации.
Пожалуй, лучшей гонкой бразильца за время его выступлений
в Toleman по праву считается "Гран При" Монако".
Сенне удалось квалифицироваться на очень хорошем 13-м месте.
По ходу гонки, проходившей в дождь, Айртон переместился
на 7-е место и стал свидетелем того, как друг за другом
вылетели с трассы прожженные "волки" "Ф1"
- Мэнселл и Лауда. Спустя некоторое время Сенна занял 2
место - вслед за французом Аленом Простом. К 31-му кругу
разрыв между ними сократился до 7 секунд. Зрители предвкушали
острое соперничество между мастером и подмастерьем на финише
гонки. Но тут вмешалась погода - не на шутку разбушевавшаяся
и превратившая полотно в подводную тропу. Стюарды приняли
решение остановить гонку и зафиксировать те результаты,
которые гонщики показали к концу 31-го круга. Айртон не
смог победить, но своим ярким выступлением заставил обратить
на себя внимание владельцев ведущих команд. После "Гран
При" Монако" ему присвоили титул "Дождевого
короля".
В
тайне от своих работодателей Айртон провел переговоры с
Lotus. Ему казалось, что он войдет в историю, выступая только
за эту команду - как когда-то Кларк и Фитипальди. Но реальность
того времени выглядела не такой романтичной: после смерти
Колина Чэпмена, владельца Lotus, "конюшня" стала
постепенно превращаться в середняка чемпионата. Новые хозяева
страстно желали заполучить восходящую звезду с тем, чтобы
с его помощью вернуть Lotus на ведущие позиции. Но даже
гению не удалось спасти умирающего. Все, чего смог добиться
Айртон, - победы в Спа и Эшториле.
И вот здесь в жизни Айртона появляется злой
гений - Рон Деннис, босс McLaren. Он выкупает контракт бразильца
у Lotus и заключает с Айртоном многолетний договор. К счастью,
этому не воспротивился тогдашний лидер чемпионата Прост,
бывший первым номером McLaren. Ален очень тепло встретил
Сенну и представил его команде.
В сезоне 1988 года Айртон, воодушевленный
наличием у него прекрасной машины, одержал 8 побед на этапах
и завоевал первый в свое карьере титул чемпиона мира. На
следующий год Ален и Айртон имели равные шансы, и все должно
было решиться на Сузуке. Прост повел себя не по-джентльменски,
закрыв калитку перед Сенной, и бразилец вылетел на гравий.
С помощью стюардов он смог вернуться на трассу и даже победить.
Но комиссары лишили его победы сославшись на то, что Айртон
нарушил регламент соревнований, прибегнув к помощи стюардов.
По сути, они своими руками отдали чемпионский титул Просту.
После инцидента на Сузуке отношения между французом и бразильцем
испортились. Под давлением обстоятельств Прост был вынужден
перейти в Ferrari. Айртон вздохнул с облегчением.
Дважды, в 1990 и 1991 годах, он триумфально завершал сезоны,
став в результате 3-кратным чемпионом мира, благодаря огромной
поддержке нового пилота McLaren Герхарда Бергера. Увы, но
начиная с 1992 года McLaren начал резко сдавать свои позиции
Williams и Benetton, проиграв следующие 2 сезона по всем
статьям.
Перед началом нового сезона, 1994 года, Айртон
принял трудное решение перейти в Williams. Трудное - потому,
что за годы его выступлений в McLaren у него сложились не
просто дружеские, а, можно сказать, родственные отношения
с Деннисом.
Но бразилец хотел побеждать, а эта цель была
достижима только в Williams. Новый сезон начался для Сенны
обнадеживающе: поул, победа и новые чемпионские перспективы
начало "Гран При" Сан-Марино" шокировало
всех: насмерть разбился молодой пилот, австриец Роланд Ратценбергер,
в страшную аварию попал другой бразилец - Рубенс Баррикелло.
Сейчас друзья Айртона утверждают, что, потрясенный увиденным,
Сенна хотел сняться с этапа. Но какая-то неведомая сила
потащила его в кокпит болида, чтобы в последний раз показать
всему миру это почти совершенное творение Бога.
В
тот день все мировые телевизионные каналы (CNN; RAI; ABC
и др.) прервали свои программы с тем, чтобы сообщить о страшной
трагедии, происшедшей на "Гран При" Сан-Марино":
гибели "волшебника" - Айртона Сенны. Но у всех
еще теплилась надежда: Айртон был подключен к различным
медицинским приборам. К сожалению, это было лишь тело, а
душа бразильца давно покинула его.
Весь путь из аэропорта до кладбища, а это
около 18 км, сотни тысяч почитателей таланта Сенны пронесли
его гроб на руках. Люди восприняли эту трагедию как личную,
сравнимую разве что с потерей члена семьи.
В памяти миллионов жителей нашей планеты Айртон
Сенна остается агрессивным на трассе и великодушным вне
ее.
P.S. Айртон Сенна
Победы в чемпионатах - 3
Победы в "Гран При" - 41
Старты в "Гран При" - 161
Очки - 614
Поул-позишн - 65
Быстрейшие круги - 19.
Максим БАРАНОВ
|