|
Почему нарушают ПДД?
Недавно у меня гостила весьма почтенная
супружеская чета "натуральных" австралийцев. Несмотря
на преклонный возраст, они впервые покинули Зеленый континент.
Их выбор пал на Санкт-Петербург. Из аэропорта гости ехали
на моей "лохматке". Австралийцы хотели полностью
вкусить "русский дух", поэтому вечером мы, согласно
российской традиции, изрядно "расслабились" национальным
напитком. И когда после сорокоградусной, с огурчиками и
грибочками, плавно спланировали к той стадии общения, на
которой правду-матку "режут" в глаза, глава семейства
ошарашил (перевод с английского-австралийского практически
дословный):
-
В вашей стране водители изучают Правила дорожного движения?
- Изучают.
- И книжка такая есть?
- Есть.
- И в ней написано, что нельзя двигаться на желтый свет?
- Написано.
- Так какого же ... вы на него мчитесь?
- Не знаю.
По сравнению с развитыми странами, аварийность на автомобильном
транспорте в России характеризуется:
- более высокой степенью риска гибели водителей в ДТП;
- более высокой для человека степенью опасности транспортных
средств (ТС);
- более высокой тяжестью последствий, в 3-15 раз превышающей
аналогичный показатель в странах с развитой автомобилизацией.
К основным факторам, определяющим уровень
аварийности в России, следует отнести: массовое пренебрежение
требованиями норм безопасности дорожного движения участниками
того самого движения, недостаточная профессиональная подготовка
и недисциплинированность водителей транспортных средств.
В России не только действуют Правила дорожного
движения, но и существует Федеральный закон о "Безопасности
дорожного движения", в целях выполнения которого разработана
"Концепции повышения безопасности дорожного движения
в РФ на период 1999-2010 гг."
Главная цель, определяемая Концепцией, - сокращение
количества погибших на 40-50% - позволит России, по мнению
разработчиков, приблизиться к уровню безопасности дорожного
движения, соответствующему этому показателю в развитых странах,
и снизить социальную остроту проблемы.
Каким образом планируется повысить безопасность
дорожного движения?
Причиной более 85% дорожно-транспортных происшествий
является нарушение Правил дорожного движения водителями
транспортных средств и пешеходами. Посему особое внимание
планируется уделять тому, чтобы научить участников движения
правильно вести себя. А это возможно только с помощью штрафов...
Статистический анализ автотранспортных происшествий
показывает, что значительная их часть (70-80%) происходит
по вине водителей. При этом на долю водителей со стажем
управления автомобилем до 2-х лет приходится 18% происшествий;
на долю водителей, управляющих ТС в состоянии алкогольного
опьянения - 24-29%.
Профессионализм водителя обеспечивается, прежде
всего, его уровнем вождения - т. е. комплексом знаний и
навыков управления автотранспортным средством. Таким образом,
качество подготовки водителей следует улучшать. Как следствие,
следует ожидать повышения платы за обучение в автошколах.
Технический уровень новых транспортных средств,
поставляемых отечественной автомобильной промышленностью
потребителям, отстает от технического уровня передовых стран
на 10-15 лет. Это отставание наблюдается по всем основным
показателям: экономичности, надежности, эргономичности,
экологичности и безопасности.
Для достижения российскими автотранспортными
средствами мирового технического уровня, а также для снижения
количества дорожно-транспортных происшествий вследствие
технической неисправности автомобилей требуется сконцентрировать
усилия на повышении конструктивной безопасности транспортных
средств - точнее, на совершенствовании системы требований,
предъявляемых к транспортным средствам на стадиях их проектирования,
изготовления, поставки потребителям и допуска к эксплуатации.
Основными причинами неудовлетворительного
технического состояния автомобилей, уже находящихся в эксплуатации,
являются исходно низкий конструктивный уровень, нестабильность
технических параметров транспортных средств в эксплуатации,
большое количество на улицах города машин со сроками эксплуатации,
превышающими установленные амортизационные нормативы - в
том числе подержанных автомобилей, ввезенных из-за рубежа.
Повышать эксплуатационную безопасность транспортных
средств предлагается совершенствованием контрольно-надзорной
деятельности - в частности, реализуя меры по усилению государственного
контроля за техническим состоянием транспортных средств,
находящихся в эксплуатации. Именно поэтому концепцией предусматривается
поэтапное введение обязательной инструментальной проверки
технического состояния транспортных средств при проведении
государственного технического осмотра. Во многих регионах
и городах России, включая и Санкт-Петербург, это положение
воплощается уже в жизнь.
Словом,
закон существует, концепция разработана, но даст ли положительные
результаты, покажет время. Однако ясно, что наша безопасность
зависит от культуры производства, культуры строительства,
культуры образования, культуры поведения - т. е. от культуры
в широком понимании этого слова и, как следствие, от законопослушания.
...Через две недели, всласть накушавшись "экзотики",
австралийцы улетали на родину. Желая лично сыграть последний
аккорд в симфонии под названием "Загадочная русская
душа", гость, дав честное слово не путать право и лево,
уговорил меня доверить ему руль, а вместе с ним - и собственную
жизнь. Я уселся рядом, а его жена расположилась на заднем
сиденье и затянулась ремнями безопасности так, что, бедняжка,
могла дышать только через раз. Поверьте, я далеко не лихач,
но за то время, что мы добирались до аэропорта, можно было
доехать до Новгорода. Припарковав "Жигуленка"
на стоянке в Пулково, всю дорогу сосредоточенно молчавший
иностранец выпалил:
- Классно! Боялся, машина развалится, а мы
пулей летели. Но как ездят, как подрезают! По сравнению
с этой поездкой прыжки с вышки вниз головой на канате -
забава для инфарктников. А пешеходы?! Так и лезут под колеса,
так и лезут. Сплошные самоубийцы! Никогда в жизни так не
щекотал себе нервы. Вот это дороги! Словно не по городу
прокатился, а поучаствовал в ралли Лондон - Сидней!
Александр КИЛИПЕНКО
За помощь в подготовке материала автор
благодарит эксперта по сертификации услуг на автомобильном
транспорте Сергея Михайловича Зайцева и пресс-службу ТЕСТ-С.-Петербург.
|