Экскурс в историю - Историческая мозаика

# 14 (70) 2001 г.

Петербургские таксомоторы

"У наших русских капиталистов мало инициативы и предприимчивости. Самые доходные предприятия - в руках иностранцев. Вот новое предприятие. Один американец организовал в столице новое общество "Таксо-мотор", и по городу будут пущены моторы - извозчики с автоматическими таксометрами", - писала 30 апреля 1909 года "Петербургская газета".

С 1 мая предполагается пустить 15 таксомоторов, позже их число будет увеличено до 500. Машины будут двухместные, четырехместные "и больше". Во избежание "всевозможных несчастий" Общество открыло у себя курсы шоферов. Главное внимание было обращено на то, чтобы шофер хорошо знал машину, был опытным и вежливо обращался с клиентами. Такса за проезд на первое время устанавливалась довольно дорогая - 40 копеек за версту, причем первая верста обходилась в 50 копеек, так как "необходимо лишнее время, чтобы пустить мотор в ход". Кроме того, первое показание таксометра было 30 копеек за полверсты. Дальше прибавилось по 10 копеек за каждую четверть версты. За остановку в продолжении 6 минут также будет взиматься по 10 копеек. Что касается поездки за город, то такса оставалась той же, но за обратный проезд порожнего мотора пассажир обязан заплатить и платить ему приходилось ту же сумму, которая была уплачена за проезд в один конец.

Если таксомотор вызвали из гаража на дом, то необходимо было заплатить и за его проезд от гаража до места вызова поверстно. Такие дорогие услуги, по словам администрации Общества, вызваны особенностями эксплуатации автомобилей в России - плохими дорогами и дорогом бензином. Однако Общество обязалось уменьшить плату за проезд, "как только окажется это возможным".

Определенных стоянок такси иметь не имели - как и обыкновенные извозчики. Они подавались к банкам, конторам и так далее к окончанию работы; к вокзалам - к прибытию и отправлению поездов; к садам и театрам - к началу и окончанию представлений.

Интересен тот факт, что все сделанные таксомотором рейсы шофер был обязан ежедневно записывать на особые листки с указанием времени.

"Общество ставит своей задачей, чтобы таксомотры служили для деловых целей, для поездок по городу, а не для удовольствия подгулявших компаний" - так декларировали свою идею американцы в Петербурге.

Михаил Пазин

AutoBanner.ru 468x60
AutoBanner.RU
TopList