|
Петербургские таксомоторы
"У наших русских капиталистов мало
инициативы и предприимчивости. Самые доходные предприятия
- в руках иностранцев. Вот новое предприятие. Один американец
организовал в столице новое общество "Таксо-мотор",
и по городу будут пущены моторы - извозчики с автоматическими
таксометрами", - писала 30 апреля 1909 года "Петербургская
газета".
С 1 мая предполагается пустить 15 таксомоторов,
позже их число будет увеличено до 500. Машины будут двухместные,
четырехместные "и больше". Во избежание "всевозможных
несчастий" Общество открыло у себя курсы шоферов. Главное
внимание было обращено на то, чтобы шофер хорошо знал машину,
был опытным и вежливо обращался с клиентами. Такса за проезд
на первое время устанавливалась довольно дорогая - 40 копеек
за версту, причем первая верста обходилась в 50 копеек,
так как "необходимо лишнее время, чтобы пустить мотор
в ход". Кроме того, первое показание таксометра было
30 копеек за полверсты. Дальше прибавилось по 10 копеек
за каждую четверть версты. За остановку в продолжении 6
минут также будет взиматься по 10 копеек. Что касается поездки
за город, то такса оставалась той же, но за обратный проезд
порожнего мотора пассажир обязан заплатить и платить ему
приходилось ту же сумму, которая была уплачена за проезд
в один конец.
Если таксомотор вызвали из гаража на дом,
то необходимо было заплатить и за его проезд от гаража до
места вызова поверстно. Такие дорогие услуги, по словам
администрации Общества, вызваны особенностями эксплуатации
автомобилей в России - плохими дорогами и дорогом бензином.
Однако Общество обязалось уменьшить плату за проезд, "как
только окажется это возможным".
Определенных стоянок такси иметь не имели
- как и обыкновенные извозчики. Они подавались к банкам,
конторам и так далее к окончанию работы; к вокзалам - к
прибытию и отправлению поездов; к садам и театрам - к началу
и окончанию представлений.
Интересен тот факт, что все сделанные таксомотором
рейсы шофер был обязан ежедневно записывать на особые листки
с указанием времени.
"Общество ставит своей задачей, чтобы
таксомотры служили для деловых целей, для поездок по городу,
а не для удовольствия подгулявших компаний" - так декларировали
свою идею американцы в Петербурге.
Михаил Пазин
|