|
Испытание военных легковых автомобилей
Больше двух недель, с 23 мая по 10 июня
1912 года, продолжались испытания легковых автомобилей,
организованные Военным ведомством с целью выяснения их пригодности
для нужд армии.
Как это было
Разработку
программы испытаний осуществляли в штабе военного министерства,
а проведение испытаний было возложено на Учебную автомобильную
роту. Наблюдать за ними должна была комиссия, в состав которой
входили представители инженерного, артиллерийского, санитарного
и интендантского управлений военного ведомства, а также
офицеры Петербургского, Московского, Варшавского и Виленского
военных округов.
К участию в испытаниях предусматривалось привлечь
по две модели каждого типа легковых машин, закупленных Военным
ведомством в 1912 году. Целью испытаний являлась проверка
прочности, выносливости, а также способности проходить "по
нашим шоссированным и грунтовым дорогам".
В каждый экипаж входил офицер-контролер, который
должен был вести журнал движения и контроля за данным автомобилем.
Общее число пассажиров испытуемых машин не должно было превышать
четырех человек вместе с водителем. Им обязательно назначался
нижний чин - то есть солдат. На автомашинах, сзади на кузове
и спереди на радиаторе, были установлены порядковые номера,
при этом цифры не должны были превышать 30 сантиметров.
За три дня до выхода на старт машины осматривала
комиссия, они снабжались запасными частями и горючим. Техосмотр
проводился для того, чтобы проверить характеристики, заявленные
фирмами-изготовителями машин.
Испытания легковых автомобилей военного ведомства
предусматривалось провести входе пробега по маршруту: Петербург
- Псков - Двинск - Вильно - Ковно - Гродно - Белосток -
Барановичи - Минск - Смоленск - Москва - Петербург. Общая
протяженность маршрута равнялась 2725 верстам. Во время
движения автомобили должны следовать одной колонной, с дистанцией
150 шагов между машинами. Ночью она сокращалась до 100 шагов.
Колонну сопровождали два санитарных автомобиля: один следовал
в середине колонны, а другой - позади ее. Сигналы во время
движения колонны должны были передаваться при помощи свистков
и флажков. В случае поломки машины ее ремонт производился
из собственных запасов. В случае же невозможности необходимые
запасные части и инструмент можно было взять со специального
автомобиля-склада, устроенного в автофургоне "Форд".
На каждом этапе испытаний автомобили проверяла
комиссия, которая записывала их состояние. Интересно, что
во время этих испытаний разномастные машины должны были
ехать на одном сорте бензина и на одном и том же виде масла.
Для дозаправки в пути на каждую машину можно было взять
по одному пуду бензина и 10 фунтов масла.
Одновременно с автомобилями испытывались на
прочность и выносливость также их шины. На каждую машину
выдавалось по две запасных покрышки и по четыре камеры.
В случае, если этот запас выйдет, его можно было пополнить
все с того же автофургона "Форд". Неполадки с
шинами записывались в особый журнал. На основании этих записей
комиссия производила оценку шин разных фирм, принимавших
участие в испытаниях.
На основании результатов, осмотров, производилась
общая оценка автомобилей - по 12-балльной шкале. К участию
в испытаниях привлекались автомобили разных типов - штабные,
санитарные и специального назначения. Всего в испытаниях
легковых автомобилей 1912 года принимали участие 58 машин
следующих фирм: 8 "Руссо-Балтов", 3 "Мерседеса",
3 "Заурера", 2 ФИАТа, 1 "Ла-Бюир", 2
"Опеля", 2 "Пипа", 2 "Шаррона",
два автомобиля "Воксхолл", 3 машины "Берлие",
2 "Лаурин и Клемента", 5 единиц автотехники марки
"Уайт", 1 "Муляг", 2 "Адлера",
1 "Даймлер", 2 "Непира", 2 "Пежо",
3 "Форда", 4 "Бенца", 2 "Бугатти",
1 "Лорен-Дитрих" и 1 автомобиль Пузырева.
Рекогносцировка
Перед испытаниями легковых автомобилей Военного
ведомства была произведена рекогносцировка маршрута, которую
поручили старшему офицеру Учебной автомобильной роты капитану
Матвееву и подпоручику Халютину. 28 апреля 1912 года они
выехали из Петербурга на "Руссо-Балте 24 НР",
снабженным всем необходимым для пробега. В качестве шоферов
они взяли с собой двух солдат. На основании данных этой
рекогносцировки должен был составлен окончательный вариант
маршрута автопробега. Провожал "разведчиков" в
путь командир Учебной автомобильной роты подполковник П.И.Секретарев.
15 мая 1912 года рекогносцировка была закончена,
и "дозорный экипаж" прибыли в Москву. Офицеры
доложили, что дорога трудная, иногда 100 верст им приходилось
преодолевать в течение двух суток. По приказу военного министра
везде принимаются меры для приведения в порядок дорог. Меньше
всего в этом отношении сделано в Минской губернии. Мосты
на трассе пробега в основном находятся в удовлетворительном
состоянии, но у деревни Жодино половина моста отсутствует
напрочь. От Вязьмы Московский тракт очень и очень запущен.
В Москве рекогносцировка была завершена,
так как путь из Москвы в Петербург был всем хорошо известен.
Итоги испытаний
6 июня 1912 года участники испытаний преодолели
очередной этап Юхнов - Москва, после которого был намечен
трехдневный отдых. За деревней Котлы члены 1-го Русского
Автомобильного клуба устроили гонщикам торжественную встречу.
Сюда же прибыли и представители Московского автомобильного
общества.
В 4 часа 20 минут утра первым прибыл выехавший
на час ранее бензовоз "Уайт", а спустя некоторое
время, во главе с начальником военных сообщений генералом
Добрышиным и командиром Учебной автомобильной роты подполковником
Секретаревым, один за другим прибыли все остальные автомобили.
Их встречали с духовым оркестром, криками "Ура"
и приветственными возгласами. "Интересную картину представляет
собой длинная шеренга автомобилей, выкрашенных в один, так
называемый "защитный" цвет", - рассказывал
журнал "Автомобилист".
По рассказам офицеров, им пришлось проезжать
по гористым, песчаным, изрытым и размокшим проселочным дорогам
и нередко, чтобы вытащить машины из грязи прибегать к помощи
лошадей. Почти все машины вынесли это испытание, и серьезных
поломок почти не было. Подполковник Секретарев сказал, что
результаты автопробега превзошли все ожидания. По его мнению,
для России должны быть использованы два типа автомобилей:
один - для езды по шоссейным дорогам, а другой - по бездорожью.
11 июня 1912 военные автомобили прибыли в
Петергоф. Они были выстроены на Петербургской улице, куда
прибыл военный министр Сухомлинов. В три часа дня из дачи
"Александрия" вышел император Николай II, обошел
офицеров и "удостоил их милостивыми расспросами".
Затем он поздоровался с солдатами и осмотрел автомобили.
После этого "Высочайшего смотра" все автомобили
направились в Петербург, где разместились в гараже Учебной
роты.
13 июня начался дотошный осмотр всех автомобилей
и работа по составлению отчета об этих испытаниях.
Михаил Пазин
Фото из ЦГАКФФД
|