Автомобильный Петербург
В 1912 году в Петербурге
насчитывалось чуть более одной тысячи
автомобилей, которые постоянно попадали в разные
переделки. Городские газеты подробно описывали
все аварии и вместе с пешеходами возмущались "зверствами
автомобилистов".
Например, 1 июня 1912 года из вагона трамвая,
шедшего по Каменноостровскому проспекту, около
дома № 15 на ходу выскочил 35-летний газетчик Антон
Гиро. Не заметив мчавшегося таксомотора, он попал
прямо под его передние колеса. Автомобиль
остановился. Когда газетчика извлекли из-под
машины, он был уже мертв.
4 июня 1912 года Иоганнес Крегер, торговый агент
автомобильной фирмы "Лаурин и Клемент",
проезжал на машине по набережной Малой Невки. У
второго Елагина моста он налетел на дерево. От
сильного удара у автомобиля разбилось ветровое
стекло, осколками которого Крегеру порезало руки
и лицо.
Немногим ранее, 29 мая 1912 года, по улице Жуковского
мчался автомобиль с номерным знаком 161. На полном
ходу он налетел на велосипедиста, а затем
врезался в дом № 6. От сильного удара от стены
отвалилась штукатурка. Несчастный велосипедист
остался лежать на мостовой с окровавленным лицом.
Рядом с ним валялся исковерканный велосипед.
Молодого человека - жертву автомобиля - в
бессознательном состоянии отправили в
Мариинскую больницу.
А 15 июня 1912 года, в 4 часа дня, автомобиль № 8,
принадлежавший Петербургскому
воздухоплавательному парку, под управлением
унтер-офицера Абрамова направлялся на
Гатчинский аэродром. У деревни Самоза машина
врезалась в изгородь. Шофер нажал на тормоза, но
столкновения предотвратить не смог. Автомобиль
отскочил в сторону и перевернулся, придавив
находившегося в нем фейерверкера Макарова.
Водителя выбросило на землю. Оба они получили
серьезные ранения. "Положение их тяжелое", -
рассказывала "Петербургская газета".
Около дома № 4 по Большой Дворянской улице
проезжал автомобиль № 186, управляемый шофером
Михеевым. Не успел автомобиль свернуть в сторону,
как под колеса ему попал перебегавший дорогу 5-летний
мальчик Иван Татаркин. "У мальчика ушиблена
спина, голова и лицо. Пострадавшего отвезли в
больницу", - сообщила газета.
Автомобильные катастрофы в Петербурге случались
в основном из-за лихачества водителей или из-за
неисправности машин. Городские власти боролись с
этим как могли. Так, только 6 июня 1912 года
градоначальник генерал-майор Драчевский "за
неисполнение различных требований полиции"
оштрафовал 34 шоферов и 3 владельцев автомобилей в
размере от 25 до 75 рублей. Некоторые из них
получили дополнительно от 14 до 30 дней ареста.
Несмотря на это, обстановка на дорогах не
улучшалась. В тот же день, 6 июня 1912 года, в 8 часов
утра, автомобиль № 78 столкнулся с молочным
фургоном. Таксомотор быстро мчался по
Парголовскому шоссе. Решив обогнуть извозчика,
автомобиль свернул в сторону и врезался в
молочный фургон. Управлявшая лошадью 19-летняя
Мария Иванова и ее 12-летняя сестра Вера были
сброшены с фургона, упали на камни и получили
сильные ушибы. "Фургон и автомобиль
исковерканы", - писали газеты.
В Петербург приходили сообщения об
автомобильных авариях и из провинции. Так, в 6
часов утра 5 июня 1912 года в Москве, по аллее
Петровского парка, ведущей от ресторана "Мавритания",
мчался автомобиль с "кутящей компанией". На
углу Дворцовой аллеи у машины внезапно спустило
колесо. Управлявший автомобилем студент
Самойлов растерялся и не справился с управлением.
На скорости 100 верст в час тяжелый "Фиат"
опрокинулся и несколько раз перевернулся.
Загорелся разлитый бензин, и через несколько
секунд прогремел взрыв. Сидевшая в автомобиле
певица Екатерина Шкловская погибла мгновенно.
Студенты Московского инженерного училища
Гиммель и Маркин получили "тяжкие поранения",
а сидевший за рулем Самойлов, как ни странно,
отделался легкими ушибами. "Обезображенный до
неузнаваемости труп молодой женщины отвезли в
покойницкую при институтской больнице", -
рассказывал "Московский листок".
В том же месяце в Москве произошел очень редкий
случай: автомобиль чуть не столкнулся с...
аэропланом! Около половины седьмого вечера
летчик Габер-Волынский заходил на своем "Фармане"
на посадку. В это время по летному полю ехал
автомобиль, в котором находился командующий
войсками Московского военного округа генерал
Плеве. На снижении аэроплан плохо слушался рулей,
и казалось, столкновение неизбежно. Однако
летчик успел заложить вираж, а водитель
автомобиля взял резко в сторону. Сильно
разгневанный генерал тут же лишил летчика права
полетов. Однако за него вступилось авиационное
начальство, ведь Габер-Волынский был
единственным инструктором летной школы. Тогда
генерал Плеве разрешил ему полеты, но лишь... до 6
часов утра!
30 мая 1912 года в Петербург известие об
автокатастрофе пришло из Тифлиса. Там, на Военно-Грузинской
дороги со стороны Владикавказа у селения Кудаур,
на перевале, автомобиль купца Григорьева на
полном ходу "вследствие порчи руля"
свалился в пропасть с высоты более 400 саженей.
Купец Григорьев погиб, но два бывших с ним
пассажира в последний момент успели выпрыгнуть
из машины. С большим трудом полицейским, при
помощи 12 горцев, удалось поднять наверх
изуродованный труп купца. "На берегу Арагви
остались лежать останки разбитого автомобиля".
- Газетное сообщение не лишено поэзии.
Для того чтобы умело управлять автомобилем,
нужно было пройти курс обучения. В 1912 году в
Петербурге было несколько таких школ. Одна из них
располагалась на Садовой, 71 и брала за обучение
всего 65 рублей, причем заплатить эти деньги можно
было в рассрочку. Срок обучения составлял один
месяц. Можно было записаться в дневную или
вечернюю группу. Обучением водителей руководили
опытные инженеры и инструкторы.
Немногим больше, 75 рублей, брал за обучение "Наган-гараж",
располагавшийся по Вознесенскому проспекту, 3. А
вот автошкола, находившаяся во 2-й роте, дом 21,
кроме того, еще и трудоустраивала своих
выпускников, находя им работу с зарплатой от 40 до
75 рублей в месяц. "Прекрасно оборудованные
электро-моторно-автомобильные классы. Успешно
выпущено более 200 шоферов-механиков. Есть
общежитие. Просьба не смешивать с дешевыми
курсами!!!" - расхваливала себя эта автошкола.
Фото из ЦГАКФФД |