|
Volkswagen Passat: милые черты
Я думаю, не будет большим преувеличением,
если сказать, что автомобили марки VW Passat, наверное,
наиболее популярны в нашей стране. По крайней мере, те,
которые принято называть подержанными.
Чтобы
утвердиться в этой мысли достаточно посетить любой из ныне
действующих авторынков, почитать газету с предложениями
о продаже "старичков" или какое-то время постоять
на более-менее оживленной улице. Уверяю вас: что касается
последней, то не пройдет и 3-х минут, как мимо проедет Passat.
Причины страстной любви россиян к машинам марки VW, и в
частности, к Passat объяснить нетрудно: во-первых, авто
- немецкие, что само по себе говорит о высочайшем качестве
их сборки; во-вторых, в Германии отличные дороги, а значит,
даже если машина, пригнанная к нам - в "возрасте"
7-8 лет, велика вероятность того, что узлы машины полны
сил и здоровья. В-третьих - и это, наверное, главное, -
внешне Passat выглядят очень эффектно, по их внешнему виду
трудно определить возраст. Ну и, конечно, цена. За 5-7 тыс.
долларов вы покупаете машину, которая при правильном, бережном
и профессиональном отношении к ней прослужит еще несколько
лет.
Здесь нужно взять паузу - с тем, чтобы можно было поговорить
о философии. Только не переворачивайте страничку: философствовать
мы будем на автомобильную тему. Возможно, кто-то познакомившись
с ней, испытает легкий шок.
Историческая справка: концерн VW выпускает много моделей
машин, но по-настоящему его конструкторы и инженеры разработали
только одну концепцию, получившую впоследствии название
Golf-класс. Случилось это в далекие 30-е годы ХХ века, когда,
по слухам, господин Порше, напичканный инструкциями вождя
Германии Адольфа Гитлера, изобрел "народный автомобиль",
срок службы которого составил всего 3 года. Но и цена была
соответствующей - 1 тыс. марок. Предполагалось, что любой
немец за 3 года существования у него машины сможет поднакопить
аналогичную сумму и купить новую машину. В дальнейшем ресурс
машины увеличили до 5 лет, чуть позже - до 7-ми, а в наши
дни - до 10 лет. Поэтому все механизмы машин VW рассчитаны
именно на этот срок, по истечении которого транспортное
средство должно быть припарковано на какой-нибудь свалке.
Вспоминайте эту историю, если вдруг у вас появится желание
приобрести Passat или Golf "предпенсионного" возраста.
Родственные узы
Вы наверняка задаетесь вопросом: "А причем здесь Golf,
если речь идет о Passat?". Все очень просто: они -
"родственники" - в том смысле, что поскольку чуть
раньше на свет появился Golf, то и большинство его технических
решений нашли свое воплощение в Passat. Вот почему и в дальнейшем
мы будем, при упоминании какого-нибудь элемента Passat,
тут же подчеркивать его родовую принадлежность: либо он
"неместный" - то есть позаимствованный у Golf;
либо он является передовой разработкой VW, предназначенной
специально для Passat.
О цифрах и буквах
Очень часто в объявлениях о продаже VW Passat, после с
названия машины, стоит еще одно обозначение: например, В5.
Знающие люди представляют, что имеется в виду. А как быть
остальным? Давайте разбираться вместе. Passat прошел несколько
фаз омоложения, следуя духу времени: тот, который выпускался
до 1989 года, получил обозначение В2, выпускавшийся с 1989
по 1994 год - В3, с 1994-1997 - стал именоваться В4, а сегодняшний
"Пузатый" - это В5.
Пожалуй, принципиальные отличия от своих "братьев"
есть только у В2. Машина выпускалась на платформе Audi 50,
что и обусловило некоторые ее технические характеристики:
продольно расположенные двигатель и КПП, расположенный впереди
дифференциал и привод на передние колеса. Кроме того, конструкция
задней подвески имела свои отличительные особенности, но
на них мы останавливаться не будем, так как Passat В2 -
довольно редкий гость на наших улицах.
Мы же остановимся подробнее на популярных у нас В3 и В4,
чья судьба неразрывна связана с Golf - II и III поколений.
Они собирались практически в одно и то же время, поэтому
стоит ли удивляться тому, что многие детали у них взаимозаменяемы:
у В3 и Golf II, у В4 и Golf III? Достаточно сказать об их
общей платформе, подвеске и поперечном расположении двигателя.
Правда, было и отличие: у Passat - свои коробки передач.
Сходства очень удобны как для владельца Golf, так и для
хозяина Passat - особенно, если какая-нибудь деталь нуждается
в срочном ремонте или замене. На рынках запчастей вы точно
отыщете необходимую деталь.
Несколько
слов - о структуре VIN-кода автомобилей Passat, которая
того заслуживает. Да и для владельцев этих машин информация
не будет лишней. VIN-код Passat В3 строится следующим образом:
первые три буквы - обозначение производителя (WVW); следующие
три буквы ZZZ - резервные поля, которые нынче не используются;
далее - тип кузова: для В3 либо 31 - седан, либо 32 - универсал;
после - литера 2: это еще одно резервное поле; модельный
год - например, буква P; литера, обозначающая завод-производитель;
и последнее - 6-значный номер кузова.
Passat В4 имел аналогичную структуру VIN-кода, только тип
кузова обозначался 3а - вне зависимости от того, универсал
это или седан.
Близнецы или нет?
Как не бывает двух полностью одинаковых людей, так не бывает
и абсолютно похожих машин - тем более, когда сравнивают
В3 и В4. Хотя, надо признать, сходства у них гораздо больше,
чем отличий. В передней подвеске В4 амортизаторы длиннее,
чем в В3. Однако и здесь бывают исключения, связанные, в
первую очередь, с комплектацией машины.
Тормозные элементы В3 и В4 из-за своей практически полной
идентичности полностью взаимозаменяемы. Можно сказать, что
все "четвертые" оснащались ABS - за редким исключением,
когда машины предназначались не для Европы, и любая продвинутая
система увеличивала стоимость машины, что, естественно,
никому не было выгодно. ABS присутствовала и на Passat В3,
но только на дорогих версиях.
Автоматические трансмиссии или, говоря по-простому, АКПП
устанавливались на оба варианта Passat. Но если для Европы
АКПП - это все же опция, то для авто, предназначенного для
американского рынка, - обычное явление. Для них опция -
механическая коробка передач.
И все же наибольшие различия между В3 и В4, заметные с
первого взгляда, носят дизайнерский оттенок. Переход от
В3 к В4 нельзя назвать революционным - скорее, он был продиктован
духом времени. У "четвертого" углы более сглаженные,
нет ребра жесткости, присущего Passat В3. Изменился внешний
вид передних и задних фонарей, которые заметно увеличились.
Одним словом, В4 стал выглядеть солиднее. Хотя в силовом
каркасе кузова принципиальных отличий нет. Но таковые безусловно
назрели в отделке салона и оснащении В4, на тот момент,
совершенными системами: ABS, кондиционер, климат-контроль
и др. Все они входили в стандартную комплектацию автомобиля.
Что, несомненно, являлось достижением VW и перетягивало
на его сторону потенциальных клиентов.
Пути Golf и Passat опять сошлись
На этот раз - в конструкции подвески. Спереди на Passat
устанавливается McPherson на треугольных рычагах, со стабилизатором
поперечной устойчивости, жесткость которого зависит от исполнения
автомобиля. Двигатель стоит на подрамнике, который жестко
крепится к кузову.
Задняя подвеска - полунезависимая - заимствована у Golf.
Может быть, читателю будет интересно узнать, что ее конструкция
перенесена на ВАЗ 2108. Длина балки задней подвески у Golf
и Passat одинакова. С более мощным мотором устанавливается
трубчатый стабилизатор задней балки. Однако конструкция
сайлент-блоков была изменена: у Passat два сайлейнт-блока
впрессовывались во втулку балки, а у Golf - всего один.
И это - несмотря на общую длину балки. Считается, что иметь
два сайлент-блока надежнее, чем один. Амортизаторы В3 и
В4 отличаются как по длине, так и по жесткости. Причем это
справедливо как в отношении задних, так и передних.
Рычаги передней подвески у Passat чуть длиннее, чем у Golf,
но такие детали, как сайлент-блоки и верхние опоры амортизаторов,
взаимозаменяемы.
Недостатки подвески главным образом связаны с ее естественным
износом. Как бы хорошо и нежно машина ни эксплуатировалась
на немецких автобанах, через 5-6 лет покупки машины после
начала эксплуатации подвеску нужно ремонтировать. А у нас
получается так, что человек покупает Passat или Golf, гоняет
по нашим улицам год-два, а потом удивляется, что на авто
"полетела" подвеска. Время подошло менять - вот
и все. Только автомобиль - вещь гармоничная, в ней все детали
взаимосвязаны. Именно поэтому нельзя ремонтировать одну
часть подвески в этом году, а другую - в следующем. Только
комплексная замена всех ее элементов позволит владельцу
забыть о подвеске на пару лет. А потом начинают течь амортизаторы,
изнашиваются сайлент-блоки и опоры, на которых "висит"
кузов...
К конструктивным просчетам подвески специалисты относят
повышенную нежность рычагов передней подвески. Достаточно
слабенького удара о бордюр, чтобы они деформировались. У
той же передней подвески от удара средней силы приходит
в негодность балка. Она же, только на задней подвеске и
имеющая П-образную форму гнется моментально, если водитель
въедет в яму или рытвину. Разговоры о недостатках подвески
- как, впрочем, и любого другого механизма - носят условный
характер, поскольку многое зависит от владельца транспортного
средства и его отношения к своему "другу".
Надежные тормоза
Тормозная система В3 и В4, в общем-то, не вызывает нареканий
у специалистов. Спереди на все Passat устанавливались тормоза
одной конструкции с разными диаметрами поршней, а сзади
- либо барабанные, либо дисковые. Последние считаются очень
надежными; правда, это не относится к "мощным"
версиям Passat. Задние дисковые тормоза могут доставить
неприятности владельцам В3 и В4. Допустим, в течение 7 западных
лет "жизни" тормоза работали отлично. Но как только
автомобиль попадает в другую среду обитания, его "психологическое
состояние" меняется не в лучшую сторону. А среда обитания
не какая-нибудь, а российская. Зима встречает гостя снегом
и солью. Едкая щелочь проникает в самое сердце тормозных
дисков, что приводит к образованию ржавчины и досрочному
старению резиновых уплотнителей.
Замена тормозного диска или барабана влечет за собой смену
подшипника, который находится внутри этих механизмов. Выпрессовывать
подшипник никто не будет, поэтому приходится менять всю
конструкцию...
У всех тормозов Passat есть стандартные проблемы, и одна
из них - потеря эластичности тормозными шлангами, на которых
со временем появляются трещины.
Другая
головная боль - износ направляющих, или старение резиновых
пыльников, которые служат 100-150 тыс. км. И вновь эти показания
не стоит принимать за догму. Если вы используете в основном
для передвижения дороги с отличным покрытием, редко попадаете
в пробки, то ресурс направляющих может увеличиться до 300
тыс. км. Бывают и обратные ситуации: когда замена требуется
уже через 60 тыс. км пробега.
За богатую историю модели Passat система ABS трижды модернизировалась,
но при этом только выигрывала в надежности. Однако есть
и маленький недочет: очень часто выходит из строя датчик
вращения колеса. Происходит это по причине его старения
или попадания на него вредных для его "здоровья"
элементов: воды и соли. Ремонтировать датчики сложно в связи
с их "пропиской" - их приходится высверливать.
Очень часто они ломаются во время какого-нибудь серьезного
ремонта, скажем, подвески. О них просто забывают. Но этот
случай с датчиком вращения колеса нельзя назвать тенденцией
- скорее, фактом, который имеет место быть. Вместе с тем,
блок управления ABS очень надежен и стоек к нашим погодным
условиям. "Тормозуху" лучше менять 1 раз в 2 года,
но при покупке подержанной машины эту процедуру нужно проделать
в первую очередь, потому что никто никогда точно не скажет,
когда тормозную жидкость меняли последний раз.
А недостатков на сегодня нет
Это утверждение справедливо в отношении семейства двигателей,
которые устанавливались на Passat В3 и В4. Отлично зарекомендовавшие
себя на В3, они продолжили свою славную историю и на В4.
Все они, как правило, были 4-цилиндровыми, но разной мощности.
Впоследствии для В4 были разработаны новые моторы - столь
же надежные. Во всяком случае, в разговоре с нами специалисты
очень тепло отзывались о них. Чаще всего на В3 устанавливались
1,6-литровый (карбюраторный), 1,8-литровый с различными
системами впрыска топлива и 2,0-литровый. Чуть позже В3
стали оборудовать более продвинутыми агрегатами - вроде
2,0-литрового 16-клапанного на 136 л. с. Но жемчужиной среди
моторов Passat является 6-цилиндровый VR6 мощностью 174
л. с.
При бережном отношении к мотору - менять, как положено,
фильтры - его ресурс составляет 250-300 тыс. км. Проблема
старения деталей двигателя не так актуальна. Зубчатый ремень
требует замены через 90 тыс. км пробега, если машина подержанная;
в новых машинах - через 110 тыс. км. Но лучше и безопаснее
менять ремень через каждые 60-80 тыс. км. Все-таки, машина
- уже "с сединой". Сальники клапанов начинают
отмирать через 120 тыс. км; гидрокомпенсаторы живут чуть
дольше - 150 тыс. км. Отбегав это же расстояние, запросит
пощады подшипник коленчатого вала, у которого увеличиваются
зазоры. А вот цилиндро-поршневая группа очень долго ходит
"бодрячком" и не беспокоит владельца авто.
Ставьте защиту!
То, что на наших машинах является ахиллесовой пятой, на
немецких Passat можно назвать самым надежным: это электрика.
В частности, блоки управления ABS, двигателя, АКПП, климат-контроля
и т. д. Нельзя сказать, что они не ломаются, но чаще всего
к этому прикладывают руку сами же владельцы. Например, чтобы
поменять сцепление нужно снять коробку передач. Закончив
работу, они, вместо четырех проводков на массу, подключают
к болтику только три. И первое же включение стартера приводит
к тому, что ток течет через блок управления. После чего
происходит закономерный процесс - возгорание транзисторов
и прочего. Одним словом, пожар. Вот так, в результате собственной
безолаберности, можно попасть на очень приятную сумму.
Бывает, что капризничает датчик показания уровня топлива,
обсыпается изоляция с проводов, врет датчик температур -
это присуще все стареньким Passat. Правда, датчик температур
часто "летит" и на Passat В5 - модели нового поколения.
Неисправность электрооборудования (свет, указатель поворотов,
дворники и т. д.) чаще всего вызвана естественным износом
и богатой фантазией водителей. "Рулевые" ставят
на фары мощные (130 Вт) лампочки, что не предусмотрено конструкцией
подрулевого переключения. В 2 раза увеличивается мощность
тока, бегущего через переключатель; как следствие перегрев
контактов и расплавление пластмассы.
Известно,
что бортовая сеть подвержена частым изменениям мощности
тока. А ведь для того, чтобы приборы показывали верные данные,
напряжение тока должно быть постоянным. Стабилизатор напряжения
способен поддерживать напряжение в 9,5 В, однако постоянные
скачки тока способны сломать его. Это надо учитывать, если
вдруг приборы начнут обманывать вас.
При различных видах ремонта могла быть повреждена гидроизоляция
проводов, что в условиях нашего климата нежелательно. Советуем
попросить электрика СТО, чтобы он проверил, на всех ли проводах
есть гидроизоляция. В качестве профилактической меры специалисты
рекомендуют ставить защиту двигателя на В3 (на В4 она есть).
По крайней мере, грязь, соль и мелкие камни не доберутся
до мотора и не будут оседать на изоляции.
Максим БАРАНОВ
Благодарим компанию "Дилижанс" за квалифицированную
помощь при подготовке материала: ул. Парковая, 6.
|