Экскурс в историю

# 18 (74) 2001 г.

"Укрощение автомобилистов"

Появление на улицах городов и сел первых автомобилей повлекло за собой массу проблем, связанных с безопасностью движения...

В любой столичной европейской газете стали обычными примерно такие сообщения: "Ужасный случай произошел в 12 часов дня на набережной Фонтанки. По набережной быстро мчался автомобиль военной электротехнической школы. Автомобилем управлял штабс-капитан Короткевич. Вместе с ним в автомобиле находились полковник Муромцев и штабс-капитан Петренко. Напротив дома № 98 автомобиль налетел на Наталью Петрову 12 лет, проживающую в этом здании. У девочки разбито лицо, выбиты зубы и откушен кончик языка. В это время на противоположной стороне набережной стоял у дерева 7-летний Яков Андреев. Управлявший автомобилем офицер свернул в сторону, врезался в это дерево и сбил с ног мальчика. Окровавленного малыша подняли в бессознательном состоянии. У него проломлен череп, повреждено лицо и выбиты зубы. Дерево, в которое врезался автомобиль, оказалось вырванным из земли с корнем".

Это случилось в Петербурге, о чем сообщила "Петербургская газета" 6 октября 1913 года. В других городах Европы было не лучше. Так, в Англии в том же году пешеходы устроили бурную демонстрацию против "бешеной езды на автомобилях". Огромные толпы людей ходили по Лондону с плакатами следующего содержания: "Автомобилисты, не убивайте нас!", "Мотористы, живите, но дайте и нам жить!", а также "Привет автомобилистам, но проклятие бешеным убийцам прохожих!".

Проблема безопасности пешеходов стала волновать и общественность России. Так, в петербургских газетах писали: "В то время как в Петербурге городская Дума совсем ничего не делает, чтобы сократить число несчастных случаев с прохожими, попадающими под автомобили, в Лондоне заседает комиссия, специально занимающаяся выработкой приспособления, мешающего людям попадать под колеса. Недавно на улицах Лондона проводились испытания с предохранительной решеткой, которая автоматически выдвигается снизу, когда испытывает удар по себе, и подхватывает человека. Кандидат в жертвы лежит в решетке, держась за ее перекладины до тех пор, пока автомобиль не остановится".

Кроме этого, власти разных стран пытались ограничить скорость движения автомобилей не только на улицах, но и на автодромах. Причиной этому послужила гибель известного гонщика Пирси Ламберта. В феврале 1913 года он установил рекорд скорости на автодроме в Брукленде (Англия), преодолев 153 версты за 58 секунд. Осенью того же года он решил побить свой рекорд и развил скорость 170 верст в час. Но автомобиль "не выдержал столь безумного бега", - писали газеты. Машина опрокинулась и превратилась в кучу обломков, под которыми погиб гонщик. "Ныне в Англии поднят вопрос о необходимости запрещения автомобилистам устанавливать новые рекорды быстроты, так как и без того уже автомобили бегают с безумноопасной скоростью", - рассказывала "Петербургская газета" 24 октября 1913 года, озаглавив статью "Со скоростью 170 км/час в... могилу".

Российские газеты яростно обличали автомобилистов за все несчастные случаи, происходившие с ними, за гибель и увечья людей или порчу имущества. В 1912 году разгромной статьей на эту тему разразилась газета "Русское слово". В газетном материале, озаглавленном "Укрощение автомобилистов", все автолюбители обвинялись в "стремлении сокрушать фонарные столбы, заборы, давить прохожих и налетать на трамваи". На защиту автомобилистов тут же стала их профессиональная газета "Ауто". "Русское слово" писало, что ни в одном городе мира автомобильные беспорядки не достигают таких размеров, как в Москве. Газета же "Ауто" возражала, что полосы таких европейских газет, как "Berliner Tageblatt", "Neue freie Presse" и "Matin", тоже переполнены сообщениями об автомобильных катастрофах. Их число даже больше, чем в России. На это можно было бы возразить, что в Москве автомобильное движение не такое сильное, как в Берлине, Вене или Париже. С этим можно было бы согласиться, если бы не один фактор - фактор поведения пешеходов.

"Всюду, кроме России, азиатских государств или стран, населенных дикарями, принято считать, что улицы созданы для передвижения, а у нас же считают их чем-то средним между салоном и передней. В Москве никого не удивляют люди, мирно беседующие посреди улицы. Их осторожно объезжают извозчики, машины беспомощно останавливаются, а беседа все идет, не прерываясь. Всюду, кроме России, пешеходы пересекают улицу под прямым углом размеренным шагом. Шофер всегда успевает рассчитать дистанцию и скорость, чтобы проехать или затормозить. У нас же гудок автомобиля понимают не как предупреждение, а как крик "Спасайся, кто может!". Получается нечто невообразимое. Человек, спокойно шедший через улицу, вдруг бросается в сторону и начинает метаться. Шофер берет вправо, и пешеход бросается туда же. Если автомобиль берет влево, то и прохожий стремится туда же. В конце концов ему каким-то чудом удается попасть под колеса.

Многие наблюдали, как пешеходы при одном приближении автомобиля бросаются врассыпную. Шофер должен обладать сверхъестественной ловкостью и находчивостью, чтобы не задеть кого-либо. Если же среди панической сутолоки кто-нибудь упал, то сейчас же создается легенда - автомобиль задавил! И на следующий день в газетной хронике появляется соответствующая заметка... Такова действительность. Она говорит сама за себя. Так автомобилисты "давят" людей.

Обвинения в сокрушении фонарных столбов и заборов вообще смехотворны. В большинстве случаев такие инциденты связаны именно с желанием автомобилиста не давить людей. Приходится бросаться в сторону и жертвовать своей машиной, лишь бы не наехать на человека. Можно лишь пожалеть, что в печати появляются такие необоснованные нападки на автомобилистов", - писала газета "Ауто" 7 марта 1912 года.

Михаил Пазин

Фото из ЦГАКФФД

AutoBanner.ru 468x60
AutoBanner.RU
TopList