|
"Укрощение автомобилистов"
Появление на улицах городов и сел первых
автомобилей повлекло за собой массу проблем, связанных с
безопасностью движения...
В
любой столичной европейской газете стали обычными примерно
такие сообщения: "Ужасный случай произошел в 12 часов
дня на набережной Фонтанки. По набережной быстро мчался
автомобиль военной электротехнической школы. Автомобилем
управлял штабс-капитан Короткевич. Вместе с ним в автомобиле
находились полковник Муромцев и штабс-капитан Петренко.
Напротив дома № 98 автомобиль налетел на Наталью Петрову
12 лет, проживающую в этом здании. У девочки разбито лицо,
выбиты зубы и откушен кончик языка. В это время на противоположной
стороне набережной стоял у дерева 7-летний Яков Андреев.
Управлявший автомобилем офицер свернул в сторону, врезался
в это дерево и сбил с ног мальчика. Окровавленного малыша
подняли в бессознательном состоянии. У него проломлен череп,
повреждено лицо и выбиты зубы. Дерево, в которое врезался
автомобиль, оказалось вырванным из земли с корнем".
Это случилось в Петербурге, о чем сообщила
"Петербургская газета" 6 октября 1913 года. В
других городах Европы было не лучше. Так, в Англии в том
же году пешеходы устроили бурную демонстрацию против "бешеной
езды на автомобилях". Огромные толпы людей ходили по
Лондону с плакатами следующего содержания: "Автомобилисты,
не убивайте нас!", "Мотористы, живите, но дайте
и нам жить!", а также "Привет автомобилистам,
но проклятие бешеным убийцам прохожих!".
Проблема безопасности пешеходов стала волновать
и общественность России. Так, в петербургских газетах писали:
"В то время как в Петербурге городская Дума совсем
ничего не делает, чтобы сократить число несчастных случаев
с прохожими, попадающими под автомобили, в Лондоне заседает
комиссия, специально занимающаяся выработкой приспособления,
мешающего людям попадать под колеса. Недавно на улицах Лондона
проводились испытания с предохранительной решеткой, которая
автоматически выдвигается снизу, когда испытывает удар по
себе, и подхватывает человека. Кандидат в жертвы лежит в
решетке, держась за ее перекладины до тех пор, пока автомобиль
не остановится".
Кроме этого, власти разных стран пытались
ограничить скорость движения автомобилей не только на улицах,
но и на автодромах. Причиной этому послужила гибель известного
гонщика Пирси Ламберта. В феврале 1913 года он установил
рекорд скорости на автодроме в Брукленде (Англия), преодолев
153 версты за 58 секунд. Осенью того же года он решил побить
свой рекорд и развил скорость 170 верст в час. Но автомобиль
"не выдержал столь безумного бега", - писали газеты.
Машина опрокинулась и превратилась в кучу обломков, под
которыми погиб гонщик. "Ныне в Англии поднят вопрос
о необходимости запрещения автомобилистам устанавливать
новые рекорды быстроты, так как и без того уже автомобили
бегают с безумноопасной скоростью", - рассказывала
"Петербургская газета" 24 октября 1913 года, озаглавив
статью "Со скоростью 170 км/час в... могилу".
Российские газеты яростно обличали автомобилистов
за все несчастные случаи, происходившие с ними, за гибель
и увечья людей или порчу имущества. В 1912 году разгромной
статьей на эту тему разразилась газета "Русское слово".
В газетном материале, озаглавленном "Укрощение автомобилистов",
все автолюбители обвинялись в "стремлении сокрушать
фонарные столбы, заборы, давить прохожих и налетать на трамваи".
На защиту автомобилистов тут же стала их профессиональная
газета "Ауто". "Русское слово" писало,
что ни в одном городе мира автомобильные беспорядки не достигают
таких размеров, как в Москве. Газета же "Ауто"
возражала, что полосы таких европейских газет, как "Berliner
Tageblatt", "Neue freie Presse" и "Matin",
тоже переполнены сообщениями об автомобильных катастрофах.
Их число даже больше, чем в России. На это можно было бы
возразить, что в Москве автомобильное движение не такое
сильное, как в Берлине, Вене или Париже. С этим можно было
бы согласиться, если бы не один фактор - фактор поведения
пешеходов.
"Всюду, кроме России, азиатских государств
или стран, населенных дикарями, принято считать, что улицы
созданы для передвижения, а у нас же считают их чем-то средним
между салоном и передней. В Москве никого не удивляют люди,
мирно беседующие посреди улицы. Их осторожно объезжают извозчики,
машины беспомощно останавливаются, а беседа все идет, не
прерываясь. Всюду, кроме России, пешеходы пересекают улицу
под прямым углом размеренным шагом. Шофер всегда успевает
рассчитать дистанцию и скорость, чтобы проехать или затормозить.
У нас же гудок автомобиля понимают не как предупреждение,
а как крик "Спасайся, кто может!". Получается
нечто невообразимое. Человек, спокойно шедший через улицу,
вдруг бросается в сторону и начинает метаться. Шофер берет
вправо, и пешеход бросается туда же. Если автомобиль берет
влево, то и прохожий стремится туда же. В конце концов ему
каким-то чудом удается попасть под колеса.
Многие наблюдали, как пешеходы при одном приближении
автомобиля бросаются врассыпную. Шофер должен обладать сверхъестественной
ловкостью и находчивостью, чтобы не задеть кого-либо. Если
же среди панической сутолоки кто-нибудь упал, то сейчас
же создается легенда - автомобиль задавил! И на следующий
день в газетной хронике появляется соответствующая заметка...
Такова действительность. Она говорит сама за себя. Так автомобилисты
"давят" людей.
Обвинения в сокрушении фонарных столбов и
заборов вообще смехотворны. В большинстве случаев такие
инциденты связаны именно с желанием автомобилиста не давить
людей. Приходится бросаться в сторону и жертвовать своей
машиной, лишь бы не наехать на человека. Можно лишь пожалеть,
что в печати появляются такие необоснованные нападки на
автомобилистов", - писала газета "Ауто" 7
марта 1912 года.
Михаил Пазин
Фото из ЦГАКФФД
|