|
Историческая мозаика
Паромобили "Дукс"
В 1895 году выходец из Прибалтики Ю.
А. Меллер открыл в Москве мастерскую по сборке велосипедов.
Он дал своему предприятию название "Дукс", что
в переводе с латыни обозначало "вождь". В июле
1900 года на базе этого предприятия возникло АО "Дукс"
Ю. А. Меллер". В его уставе говорилось, что основным
видом деятельности фабрики будет производство велосипедов,
а также автомобилей и дрезин. В мае 1901 года фабрика Ю.
А. Меллера с установленным на ней первоклассным оборудованием
вступила в строй. В изданном фирмой "Дукс" рекламном
проспекте была помещена фотография вновь созданного автомобиля.
Он имел двигатель, расположенный сзади, и фальшкапот. Прототипом
для него послужил французский 4-местный "Де Дион-Бутон"
с двигателем мощностью 4,5 л. с.
В рекламе фирмы "Дукс" за 1902 год
значились также автомобили с 3- и 5-сильными двигателями.
В том же 1902 году в Петербурге состоялась Всероссийская
выставка предметов спорта. На ней фирма "Дукс"
представила американский паровой автомобиль "Локомобиль".
Это был самый лучший паромобиль в мире. После этой выставки
Ю. А. Меллер решил начать постройку подобных отечественный
паромобилей. Одновременно с подготовкой к производству паровиков
в цехах фирмы "Дукс" продолжалась сборка бензиномоторов.
Но для того, чтобы наладить сбыт паромобилей
фирме нужен был солидный заказ. Поэтому в марте 1902 года
Ю. А. Меллер обратился в Военное министерство, предложив
ему свой паромобиль за 1900 рублей. Испытания паровика успешно
прошли в марте 1903 года, но, поскольку городские власти
запретили выпуск пара в атмосферу, то военные предложили
Меллеру установить на паромобилях конденсатор. Это оказалось
для фирмы "Дукс" непреодолимым препятствием, и
поэтому военный заказ сорвался.
В 1904-1905 годах фирма Ю. А. Меллера построила
более сотни отечественных "Дуксмобилей", прототипом
которых являлся американский "Олдсмобиль". Однако
эти машины не пользовались спросом у покупателей, и поэтому
фирма "Дукс" навсегда прекратила их выпуск, перестроившись
на производство аэропланов. В годы I Мировой войны она стала
крупнейшим авиационным заводом в России.
|