Уход по-фински
Предпоследний этап чемпионата мира в классе
"Формулы 1" принес победу Мике Хаккинену.
Наверное, в этом есть какая-то высшая
справедливость: завершающий свой далеко не
лучший сезон финн, перед уходом в годичный отпуск,
который вполне может и затянуться, выиграл
трудовую гонку. По ходу этапа ничто не говорило о
возможной победе Хаккинена, но "Формула 1" в
очередной раз доказала свою непредсказуемость.
Не второй, но четвертый
Этап в США начался с того, что будущему
победителю "Гран При" исполнилось 33 года. То
ли это событие подхлестнуло Хаккинена и
прибавило ему сил, то ли McLaren за океаном смог
решить хотя бы часть технических проблем,
преследующих команду весь сезон, но уже во время
квалификации Мика успешно боролся с Михаэлем
Шумахером.
Последний, впрочем, все равно выиграл 10-й поул в
сезоне, затратив на промежуточную победу всего 9
кругов. До гонки ходили слухи, что уже
выигрывавший в этом сезоне все, что возможно,
немец проигнорирует "Гран-При США". Однако 4-кратный
чемпион мира приехал, заявив, что сделал это ради
болельщиков, просивших его выступить в
Индианаполисе. Приехал и - чисто зрительно - легко
выиграл квалификацию, опередив Хаккинена более
чем на 0,2 секунды.
Рядом с Шумми должен был расположиться Мика,
второй ряд составили Williams Шумахера-младшего и
Монтойи; далее стояли Ferrari Баррикелло и Sauber
Хайдфельда. Лишь седьмым закончил квалификацию
главный претендент на вице-чемпионство Култхард,
который не преминул пожаловаться на неудачные
настройки своего болида.
Ничто не предвещало неожиданностей, однако уже в
воскресенье во время разминки Хаккинен начудил
при выезде с пит-лэйн (поехал под красные флаги). В
"Формуле" в таких случаях не церемонятся -
благо, арсенал наказаний довольно велик. У Мики
просто аннулировали лучшую попытку в
квалификации, и он переместился на 4-е место,
пропустив вперед оба Williams. О реакции самого
гонщика и его команды на случившееся догадаться,
думаю, нетрудно.
Сколько пит-стопов нужно
Старт гонки получился неожиданным. Если неудача
Хаккинена - он откатился на несколько мест назад -
уже не в диковинку, то откат Ральфа Шумахера на 4
место удивил: в этом сезоне пилот стартует, как
правило, здорово. Но, так или иначе, ко второму
кругу за "главным немцем" пристроился
Монтойя, а за ним - Баррикелло.
А через 4 круга уже второй номер Ferrari вышел в
лидеры. Сначала бразилец куда быстрее колумбийца
прошел длинную прямую и опередил Williams на
торможении, а затем Шумахер-старший откровенно
пропустил партнера по команде вперед.
И Баррикелло начал уходить в отрыв, привозя всем
догоняющим по секунде-другой на круге. С машиной
Рубенса не могли конкурировать даже обычно не
имеющие равных на длинных прямых Williams. Отрыв
лидера уже превысил 10 секунд, и радоваться за
бразильца мешало лишь то, что он, очевидно, выбрал
тактику с двумя дозаправками. А в Индианаполисе,
с его длиннющим заездом на пит-лейн, это грозило
серьезными временными потерями.
Ну а что же Хаккинен? Он, как и его партнер по
команде Култхард, держался в тени,
расположившись вслед за парами из Ferrari и Williams.
Ничто в этот момент не предвещало того, что оба
McLaren смогут добраться до подиума.
Williams выбывают
На 28-м круге Баррикелло заехал на дозаправку,
быстро вернулся с нее (пятым), однако прежнюю
суперскорость долгое время показать почему-то не
мог. На 34-м Монтойя обогнал М. Шумахера и,
воспользовавшись легкостью своей машины, на всех
парах помчался наращивать преимущество. Однако в
полной мере это ему не удалось: полидировав 3
круга, Хуан Пабло тоже отправился на дозаправку.
И вот тут-то начались многочисленные сюрпризы. На
38-м круге очевидную ошибку допустил Ральф
Шумахер (шедший к тому времени 8-м, но уже
сделавший пит-стоп), и его болид вылетел с трассы.
А еще через круг, из-за неполадок в машине,
прекратил гонку Монтойя. Оба Williams потеряли шансы
на успех за какую-нибудь минуту!
Вскоре в боксы заехал Михаэль Шумахер, и лидерами
оказались оба McLaren! Правда, ни Хаккинен, ни
Култхард еще не были на дозаправке, но ведь и
соперников у них теперь было меньше!
Мотивация есть
Тут стоит вспомнить, что оба McLaren, вообще-то, не
потеряли турнирную мотивацию. Култхарду очки
были нужны, чтобы закрепиться на итоговом 2 месте
в чемпионате. До гонки он на 3 очка опережал
Баррикелло и на 9 - Ральфа Шумахера. Немец, из-за
досрочного завершения "Гран При", из числа
конкурентов выбывал, зато бразилец по-прежнему
представлял серьезную опасность.
Хаккинен к старту в Индианаполисе и вовсе был 6-м:
после гонки в Италии его на очко обошел дерзкий
Монтойя. Вряд ли Мику устраивал подобный расклад.
А тут представлялся шанс обойти колумбийца - ведь
тот уже выбыл из гонки.
Ну а в целом McLaren явно не с руки было уступать 2
место в Кубке конструкторов. Williams же перед "Гран
При США" отставал всего на 8 очков. Так что,
неожиданным лидерам нужно было пользоваться
моментом.
Мотор подвел
Оба Mclaren заехали на пит-стоп после 43-го круга. И
если Култхард выехал из боксов за Михаэлем
Шумахером, то Хаккинену удалось обойти немца.
Перед финном на легкой машине ехал лишь
Баррикелло, которому предстояла вторая
дозаправка.
Бразилец отлично помнил об этом и выживал из
своей машины максимум, чтобы подальше оторваться
от Хаккинена, а затем, если повезет, вернуться
после пит-стопа первым. До вынужденной остановки
Рубенс, сумел увеличить отрыв до 22-23 секунд. Для
сохранения лидерства явно недостаточно.
Однако Рубенс по-прежнему делал все что мог.
После короткой остановки он вылетел на трассу
вторым и стал подбираться к Хаккинену. Отрыв
между ними постоянно сокращался и к 67-68 кругу
достиг 2 секунд.
И тут "случилось страшное": техника не
выдержала накала борьбы. За 4 круга до финиша
болид бразильца задымился, и стало ясно, что
двигатель Ferrari, впервые в сезоне, отказал - и, как
водится, в самый неподходящий момент. Баррикелло
никак не хотел соглашаться с очевидным и еще два
круга буквально полз к финишу. Но все, чего он
добился, - это аплодисменты и 15-е место в итоговом
протоколе.
Мика уверенно финишировал; через 11 секунд гонку
закончил Шумахер, еще через секунду - Култхард.
Шотландец - по сути, не совершивший во время "Гран
При" ничего выдающегося, тем не менее, оказался
на подиуме, фактически гарантировав себе 2 место
в чемпионате. McLaren же, благодаря 14 завоеванным
очкам, стал-таки вторым в Кубке конструкторов.
Последняя драма разыгралась уже после финиша.
Закончивший гонку 4-м Ярно Трулли был
дисквалифицирован из-за недопустимой высоты
планки под днищем своего Jordan. Потеряв 3 очка, Jordan
не смог опередить BAR в борьбе за 5 место: у обоих
команд - по 17 очков. Впрочем, нет худа без добра:
дисквалификация Трулли принесла очко его
партнеру по команде Жану Алези, проводившему 200-ю
гонку в "Формуле 1".
М. Шумахер - 113 очков
Култхард - 61 очко
Баррикелло - 54 очка
Р. Шумахер - 48 очков
Хаккинен - 34 очка
Монтойя - 25 очков.
Кубок конструкторов
Ferrari - 167 очков
McLaren - 95 очков
Williams - 73 очка
Sauber - 22 очка
Jordan - 17 очков
BAR - 17 очков. |