От "Самоката" - до "Автомобиля"
В настоящее время для автомобилистов
выпускается множество газет и журналов,
способных удовлетворить самые разные их
интересы. А как обстояло с этим дело в начале ХХ
века?
Самым старым изданием на эту тему можно считать
журнал "Самокат". Он издавался в Петербурге
с 1894 года и первоначально был посвящен "механическим
способам передвижения: автомобилям, моторным
судам и мотоциклам". Позже он
перепрофилировался в "журнал
усовершенствованных способов передвижения и
всех спортов" под тем же названием. Годовая
подписка на "Самокат" стоила 4 рубля. Издание
было снабжено затейливой картинкой (на снимке) и
в 1904 году привлекало подписчиков тем, что
высылало желающим настенные календари "с этой
же гравюрой в увеличенном формате, отпечатанные
в две краски на цветной толстой бумаге".
Редакция "Самоката" располагалась на
Кронверкском проспекте, "против
Зоологического сада". Журнал выходил
еженедельно.
Так продолжалось целых 10 лет. Однако, с ростом
автомобилизма в мире и повышением интереса к
машинам в России, тематика "Самоката" стала
меняться. В нем появлялось все больше материалов
о внутреннем устройстве автомобиля, двигателях и
других узлах и агрегатах. Именно поэтому с 1904
года журнал стал называться "Самокат и мотор".
Его редакция переехала на Вознесенский проспект,
53, "вход со двора", и выпускала 50 номеров в
год. Подписчики журнала могли не платить налог на
самокаты (как тогда называли велосипеды) - эти
расходы брала на себя редакция.
В 1906 году журнал снова меняет свое название и
полностью переключается на проблемы
автомобилизма. Он перестал писать о других
способах передвижения, а также о спорте и стал
называться "Автомобильное дело". Его
редакция в Петербурге опять переехала: на сей раз
она обосновалась на 16-й линии Васильевского
острова, в доме № 27. Издателями и редакторами
этого журнала были братья Н. А. и П. А. Орловские.
Журнал выходил два раза в месяц и печатался в
собственной типографии. О тематике этого издания
можно судить, например, по содержанию одного из
номеров за 1910 год: "Обзор автомобильной
промышленности в странах главного производства
автомобилей", "Автомобильная торговля",
"Технические особенности автомобиля "Отто-Дейтц",
и тому подобное. К сожалению, в том же 1910 году
старейшее в России издание прекратило свое
существование.
Следующим по хронологии старейшим массовым
автоизданием в России стал журнал "Автомобиль".
Он выходил в Петербурге с 1902 по 1917 год. Этот
журнал являлся официальным органом "состоящего
под Высочайшим покровительством Императорского
Российского Автомобильного общества". Он
также выходил 2 раза в месяц и гордился тем, что
являлся "первым в России иллюстрированным
журналом, посвященным автомобилизму, его технике
и применению механических двигателей для
передвижения". Подписная цена в год на него
составляла 5 рублей в год; при этом в редакции на
Литейном, 36 можно было бесплатно получить любые
справки. Издателем журнала был известный
петербургский энтузиаст автомобилизма А. П.
Нагель. Редакция журнала имела свое отделение в
Париже - на улице Коперника, 14. Это был богато
иллюстрированный толстый автомобильный журнал,
треть которого занимала реклама. По известным
причинам в 1917 году журнал "Автомобиль"
перестал выходить в свет.
Неугомонный издатель "Автомобиля" А. П.
Нагель в 1908 году решил выпускать еще один журнал
под названием "Автомобильная жизнь". Свое
решение он обосновал в редакционной статье
пробного номера. Поскольку журнал "Автомобиль"
был чисто техническим изданием, то некоторым он
казался слишком сухим; между тем, интересы
автолюбителей не ограничивались устройством
моторов и машин. Ведь был еще и автомобильный
спорт, были автомобильные пробеги, автомобильные
выставки и тому подобное. Поэтому А. П. Нагель и
решил выпускать журнал, посвященный
автомобильной жизни России. Кроме этого, он имел
специальных корреспондентов в Париже, Лондоне и
Нью-Йорке. Издатель старался держать руку на
автомобильном пульсе всего мира.
Журнал "Автомобильная жизнь" выходил
ежемесячно, а в 1909 году слился с московским
изданием "Спорт". С тех пор он стал
называться "Автомобильная жизнь и спорт".
Тематика журнала легко прослеживается по его
рубрикам: "Авиация", "Автомобилизм", "Лыжный
спорт", "Велосипедный спорт", "Борьба",
"Легкая атлетика", "конный спорт" и тому
подобное. Этот журнал являлся официальным
оргканом сразу нескольких общественных
организаций: Московского клуба автомобилистов,
Московского речного яхт-клуба, Московского клуба
лыжников, Московского общества любителей
лыжного спорта, Царскосельского кружка
любителей спорта и Петербургского кружка
любителей спорта. Такая "всеядность" и
калейдоскоп информации пошло журналу во вред: он
просуществовал всего один, 1909 год, и больше не
выпускался.
В начале ХХ века развитие автомобилизма и
авиации во многом шло параллельно, поэтому часто
оба эти направления не разделяли. В итоге в
печати появился такой гибрид, как журнал "Автомобиль
и воздухоплавание". Это был орган Первого
Русского Автомобильного клуба в Москве и
Московского общества воздухоплавания. Издавался
он в 1911-1912 годах в Москве. Раздел воздухоплавания
в нем, кстати, вел корифей отечественной авиации
профессор Н. Е. Жуковский. Это был красочный,
богато иллюстрированный журнал с изображением
Георгия Победоносца на обложке. Он тоже выходил 2
раза в месяц и назывался научно-популярным и
спортивным журналом.
Другим гибридным изданием подобного типа был
выходивший в Киеве в 1913-1914 годах журнал "Автомобильная
жизнь и авиация". Это был иллюстрированный
спортивно-технический журнал с лозунгом: "С
твердой верой - в будущее автомобилизма и авиации
в России". Редактором этого журнала был В. В.
Топоров, офис которого располагался в Киеве, - на
Полицейской улице, 18. Цена одного номера журнала
составляла всего 35 копеек, а пробные номера
вообще высылались бесплатно.
Помимо вышеуказанных журналов, в России начала
ХХ века выпускалась всего одна автомобильная
газета под названием "Ауто". Она
просуществовала всего один, год 1912-й, и громко
называлась "единственной в России ежедневной
газетой всех спортов". Это была
профессионально сделанная и действительно
неплохая газета, хотя ее редактором был дилетант
- поручик Холодный: муж известной звезды немого
кино Веры Холодной.
Как видно из обзора автомобильной прессы начала
ХХ века, тогдашним автолюбителям было что
почитать - и откуда получить любую интересующую
их информацию. |