|
Экстрим без вреда для здоровья
Как это ни странно, но популярность мотовездеходов (эти средства
передвижения у нас иногда именуют еще и квадроциклами) продолжает
расти. И если в России подобная техника до сих пор остается
по большей части экзотикой, то в Северной Америке и Европе,
где с ATV (так их называют во всем мире - All Terrane Vehicle
- вседорожное транспортное средство) знакомы уже не первый
десяток лет, все больше людей готовы проводить свой досуг,
покоряя самые непроходимые трассы на этих маленьких и проворных
внедорожниках. Причины такого успеха понятны: отличная проходимость,
отменные скоростные характеристики и простота управления привлекли
даже тех, кого никак нельзя было заподозрить в пристрастии
к экстремальным видам отдыха. Однако, несмотря на всю кажущуюся
простоту, управление мотовездеходом все же требует определенных
навыков. Насколько они должны быть серьезны, зависит от потребностей
и конкретного человека. Но и самая простая загородная прогулка
может подготовить для неопытного водителя неприятные сюрпризы:
не стоит забывать, что вы имеете дело с бездорожьем и достаточно
мощным транспортным средством.
Вот именно поэтому корпорацией Yamaha Motor Co., Ltd и была
создана Академия безопасного вождения - YRA (Yamaha Riding
Academy), программы которой позволяют за небольшое количество
времени усвоить азы управления мотовездеходом. Насколько велика
опасность получить травмы при управлении мотовездеходом и
как грамотно их можно предотвратить, я смог проверить на собственной
шкуре в ходе одного из таких уроков, проведенном официальным
дистрибьютером Yamaha Motor Co., Ltd - компанией "Петросет-Большой"
при участии самой Yamaha Motor Co. Ltd на территории питерского
мототрека.
В качестве транспортных средств был представлен практически
весь модельный ряд мотовездеходов Yamaha 2004 года, включая
и новинки: утилитарный Bruin 350 и спортивный YFZ 450. Для
проведения "Урока безопасного вождения" в Петербург
приехала целая делегация высокопоставленных представителей
компании Yamaha, а обучение проводил инструктор из Японии
господин Хиденобу То, чемпион страны по мотокроссу в классе
250 кубических сантиметров.
Урок начался, как и полагается, с теоретической части. Хотя
нет, сначала все присутствующие переоделись в соответствующую
обстановке одежду: мотоботы, специальные брюки с защитными
накладками, перчатки, очки и шлем. В этом и заключается первое
правило безопасного вождения мотовездехода: одевайтесь как
гонщик, иначе при отсутствии специальной одежды шансы получить
серьезную травму в случае аварии многократно возрастают. Хотя
проверить защитные свойства экипировки на собственном опыте,
слава богу, не пришлось, в справедливость этого утверждения
верится без особого труда. Напоследок всех попросили соблюдать
осторожность, и этот призыв к ответственности при управлении
квадроциклом был услышан всеми присутствующими, после чего
началось самое интересное - практическая часть занятий.
Для тест-драйва я решил выбрать самую бюджетную версию в
линейке Yamaha - спортивный квадроцикл YFS 200, он же Blaster,
с 2-тактным мотором рабочим объемом 196 куб. см., стоимостью
менее 5 тысяч долларов. Немного забегая вперед, скажу, что
квадроцикла с подобными характеристиками будет куда более
чем достаточно для большинства любителей погонять на лоне
природы. Итак, внешне Yamaha Blaster, как и другие спортивные
агрегаты от Yamaha, выглядит очень эффектно. Пройти мимо такого
чуда, не забравшись в седло, практически невозможно. И внешность
в данном случае не оказалась обманчивой: квадроцикл насколько
выглядит агрессивно, настолько таким и является в деле, что
стало понятно после первого же пройденного на небольшой скорости
круга. Эта модель оснащена 6-ступенчатой коробкой передач
с механическим сцеплением - принцип действия точно такой же,
как и на обычном мотоцикле: выжимаешь сцепление, давишь на
рычажок газа и уносишься вперед в клубах пыли.
А пыли в этот день было действительно много, поскольку освоение
даже основных навыков вождения такого строптивого средства
передвижения, как мотовездеход, требует достаточно времени.
В основу практической части "Уроков безопасного вождения"
были положены самые простые упражнения: старт и торможение,
развороты, "змейка", "восьмерка", преодоление
препятствий. Самым забавным в технике управления мотовездеходом
является то, что его нужно постоянно контролировать с помощью
смещения центра тяжести. Делается это так: во время поворота
необходимо сместиться чуть вперед и свеситься в сторону центра
поворота, иначе центробежная сила может перевернуть мотовездеход.
При этом чем выше скорость во время маневра, тем больше нужно
свеситься. Те, кто видел гонки на квадроциклах, знают, что
гонщики, проходя крутые повороты, практически "висят"
на своих машинах, что и продемонстрировал инструктор Хиденобу
То, "пролетев" несколько кругов к радости заскучавших
было фотографов и зависти начинающих водителей.
Хотя поводов для расстройства не было: даже те, кто столкнулся
с мотовездеходом впервые, очень быстро освоили азы управления
и постепенно наращивали темп тренировки. Во время движения
вообще кажется, что едешь практически по идеальной дороге,
однако оглянувшись назад, понимаешь, только на таком "звере"
такое и возможно. В этом-то, наверное, и заключается главная
притягательность мотовездеходов: пройти там, где никто больше
не рискнет. А кто же откажется быть первопроходцем?
Редакция благодарит за помощь в создании материала компанию
"Петросет-Большой", официального дистрибьютера Yamaha
Motor Co., Ltd (YAMAHA-ЦЕНТР на Петроградской - П.С., Большой
пр.,100; YAMAHA-ЦЕНТР на Васильевском - В.О., Средний пр.,
86.
|