20
лет назад, 15 августа 1990 года, трагически оборвалась жизнь музыканта и поэта,
кумира молодежи Виктора Цоя. Он разбился в автокатастрофе, находясь на отдыхе в
Латвии. Гибель Виктора потрясла миллионы его поклонников, стала настоящей
трагедией... До сих пор эта история волнует многих, тем более в ней далеко не все
так очевидно. И сегодня мы решили вновь возвратиться с помощью коллег и друзей
Цоя к событиями 20-летней давности...
Напомним, 28-летний рок-музыкант отдыхал в 1990 году
вместе с сыном Сашей в Латвии, снимая дачу в поселке Плиеньциемс. Утром того
рокового дня Виктор поднялся очень рано и поехал один на рыбалку на лесное озеро.
Возвращаясь обратно, примерно в 11.30, его новый «Москвич-2141» врезался во
встречный «Икарус-250». ДТП произошло на 25-м километре дороги Слока - Талсы.
От удара «Икарус» (в котором не было пассажиров) снесло с дороги в речку
Тетчупе, водитель отделался легкими ушибами. «Москвич» Цоя был отброшен метров
на двадцать к мосту.
По
официальной версии, Цой задремал за рулем. Многие вспоминают, что в тот день
было душно, словно перед грозой. Лесное озеро находится в 15 километрах от
места трагедии. Виктор мчался со скоростью больше 100 километров в
час, а из-за поворота со скоростью 60-70 выехал автобус, которого, задремав, он
не заметил.
Удар по автомобилю пришелся слева направо и спереди назад -
передний бампер «Икаруса» прошел по капоту «Москвича», руль со стороны водителя
погнут, сиденья сбиты. Щиток передней панели разломан, неповрежденным остался
только задний бампер. Двигатель отлетел на 10-15 метров. Счетчик
пробега «Москвича» остановился на 3400 километрах.
Автомобиль не подлежал восстановлению. Виктора хоронили в Ленинграде в закрытом
гробу...
Но даже спустя 20 лет в этой истории больше вопросов, нежели
ответов. Наш корреспондент встретился с первым продюсером группы «Кино» Юрием
Белишкиным и задал ему несколько вопросов о той злополучной трагедии, которая
унесла жизнь последнего героя.
Юрий
Белишкин, экс-продюсер группы «Кино»:
- Я и в августе 1990-го говорил, и сейчас повторю, что не
мог такой собранный и педантичный человек, как Цой, заснуть за рулем... Будучи
продюсером Виктора я наблюдал за ним в самых разных ситуациях и всегда
поражался его собранности, пунктуальности, концентрации. Когда мы улетали
утренним самолетом, я даже не волновался, всегда знал, что, в отличие от других
музыкантов группы, Виктора мне не придется будить, тормошить, он сам будет
готов минута в минуту! Да и вообще, он всегда просыпался рано, в девять-десять
утра мы с ним могли созвониться и обсудить дела.
К материальным благам Виктор был равнодушен: ни квартиры, ни
дачи у него не было. Ну, купил он себе этот злополучный «Москвич», как
оказалось, с крайне ненадежной рулевой системой. Кстати, водить научился быстро
и легко: у музыкантов руки и ноги координированы, вот и Цой помчался с первого
раза...
В 1990 году я с «Кино» уже не работал и считаю, что
упустили момент, потому что нужно было сразу, после 15 августа, всерьез браться
за эту тему, копать, если хотели что-то найти. Но никто не задался такой целью,
все приняли на веру официальную версию. Мы были в ошарашенном состоянии, а жена
Цоя Марьяна сразу сказала, что ни в чем копаться не будет, у нее маленький
ребенок на руках... Это вообще счастье, что Витя в то утро не взял с собой
Сашу, ведь сын тоже любил ездить на рыбалку, но в то утро отказался.
Вдова Виктора Марьяна Цой
(несколько лет назад она ушла из жизни после тяжелой болезни. - Прим. Авт.)
тоже часто говорила мне: «Не мог Цой заснуть за рулем!» В одном из последних
своих интервью она предположила, что, возможно, Витя в то роковое утро
находился не то что во сне, а в состоянии какой-то эйфории, приподнятости, душа
его пела, и он на секунду расслабился...
Вполне возможно... Есть люди сонные по жизни, но Цой был им
полной противоположностью. Таким людям расслабляться чрезвычайно опасно.
Возможно, он действительно потерял собранность, концентрацию. Но это все лишь
наши догадки, потому что следствие было завалено. Никакие другие версии не
рассматривались.
Когда родственники и знакомые,
забрав тело, вернулись в Питер, то у Марьяны ее близкие спрашивали: «А вы хоть
с водителем того автобуса поговорили? А с гаишником, который первым прибыл на
место трагедии?» Не до того! Все были в шоке. А больше к этой теме не
возвращались.
Кстати, мне говорили фанаты Цоя из Риги, что водитель
того автобуса погиб через год или два... Неужели это дело рук фанатов? Нет, они
на такое не способны. Но история такая темная от начала до конца. Остается
слабая надежда, что со временем какие-то обстоятельства всплывут сами по себе...
Как бы то ни было, с течением лет мне все меньше хочется
думать о Вите в прошедшем времени. Зато все чаще посещает мысль, что у таких
людей, как он, не может быть естественной смерти... Он, конечно, человек из ряда
вон выходящий. После Вити я работал и общался со многими звездами разных
жанров, но Цой вне конкуренции. Космический человек. Такого уже не встретить...
Мог ли кто-нибудь из нас тогда, в 1990-м, предположить, что
Цой будет живо интересовать людей всех возрастов и поколений в 2010-м?! Меня до
сих пор удивляет, что Витю помнят, потому что у наших людей слишком часто
короткая память. Однако Высоцкий и Цой не только не забыты, но с годами
возведены в особую степень народной любви и уважения.
В 1984 году на Ленинградском рок-фестивале В. Цой заполнил
анкету:
- Настоящее имя - «Кино».
- Профессиональное имя - «Кино».
- Дата рождения группы - 1982.
- Место рождения - Ленинград.
- Пища - свиная ножка.
- Певец - Георг Отс, Дэвид Боуи.
- Артист - Василий Ливанов.
- Композитор - Имре Кальман.
- Увлечение - академическая гребля.
- Неприязнь - зубная боль.
- Любимый напиток - клюквенный морс.
- Любимый цвет - черный.